Скульптура в дереве. ХХ век
О выставке
Обнаженные тела, фольклорные и мифологические фантазии, милые зверушки и всевозможные вожди в дереве.
Самым известным скульптором, работавшим по дереву, был Папа Карло. Благодаря его выдающемуся художественному дару простое полено ожило само собой. Однако в дальнейшем это искусство не получило развития в Европе. Зато в России стойких продолжателей деревянного дела нашлось очень много особенно в начале XX века. Во времена модерна почти все русские скульпторы оценили способность дерева сохранять память о своей прошлой жизни все эти годовые кольца, сучки и натеки сами по себе оставляли эффект теплого человеческого тела, живущего своей особой жизнью.
Особенно выразительными получались тела обнаженных натурщиц у Анны Голубкиной и немного тяжеловесные скульптурные портреты у Веры Мухиной. И уж совсем убедительными оказывались фольклорные и мифологические фантазии Сергея Коненкова или всяческие милые зверушки, которых ваяли Василий Ватагин и Иван Ефимов. Естественно, дело не обходилось без метафизики и поисков смысла бытия, к которым имели склонность люди русского Серебряного века. В советское время все эти высокие поиски были запрятаны в деревянную скульптуру, оставшуюся едва ли не единственным оплотом духовности и душевности для мастеров, которым приходилось лепить всяких вождей и передовиков производства. Как ни удивительно, такая функция деревянных изваяний сохранилась и для скульпторов современных, также представленных на выставке в Третьяковке.