Бэла Левикова “Дальнодействие”
О выставке
Ителлектуально насыщенные и похожие на философские упражнения абстракции от Бэлы Левиковой.
Бэлу Левикову столичные галеристы показывают незаслуженно редко. А в ее послужном списке, между прочим, участие в легендарной “бульдозерной” выставке 1974 года, многочисленные подпольные “квартирники”, непременное присутствие на полулегальных экспозициях на Малой Грузинской и, наконец, продажа работы на легендарном московском аукционе “Сотбис” 1988 года. 16 лет назад она стала третьим по счету экспонентом только открывшейся “Риджины”. Хозяину галереи Александру Овчаренко имя Левиковой было тогда нужно для раскрутки своего детища. А теперь, в преддверии нового проекта галереи “Крокин”, о затворничающей в Химках 66-летней художнице приходится напоминать.
А причина, быть может, в том, что живопись Левикой очень неудобна для восприятия. Это вроде бы почти абстракция, но интеллектуально насыщенная, расчисленная и похожая на философское упражнение. Историк искусства с университетским образованием, Левикова относится к живописанию как к “умному деланию”, логическому приключению. Она словно бы разрывает картину, деля ее на неправильные цветастые сегменты и добавляя слова-надписи вроде “пейзаж” или “река” – как будто в лишенном декораций шекспировском театре. Отдельные куски холста остаются девственно чистыми, а по готовому изображению вдруг наносятся нервные мазки, как если бы краскам не хватало места.
Левикову всегда интересовала проблема пространства, к единству которого можно прийти, только расчленяя и сталкивая неравные части, заставляя их вступать друг с другом в состязание с неопределенным исходом. Левикова предпочитает долгие расстояния и большие масштабы в художественном труде. И потому название “Дальнодействие” – туманно-расплывчатое, как и сами рассыпающиеся абстрактные картины художницы, – очень хорошо подходит для ее выставки.