Человек-муравей (2014 год)
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
Некоторым людям не нужно уменьшаться до размеров насекомого, чтобы убедиться в своей ничтожности. Скотт Лэнг (Пол Радд) за недальновидный выбор карьеры медвежатника-профи расплатился сполна: отсидка, развод, судебный запрет на общение с пятилетней дочерью, проблемы с устройством на работу и выплатой алиментов. С горя бедняга в компании троицы своих дружков по местам не столь отдаленным берется за новое дело — но и тут оказывается пешкой в чужой игре. Ограбление подстроено гением-ученым Хэнком Пимом (Майкл Дуглас) — который видит в Скотте своего преемника в качестве Человека-муравья, еще одного, пусть и миниатюрного борца за все хорошее против всего плохого в мире, где даже Мстителей не хватает на всех злодеев.
«Человек-муравей» в теории должен был стать эксцентричным, на кураже и комедии абсурда выстроенным ответвлением от магистральной линии киновселенной Marvel. Но за несколько недель до начала съемок из проекта вышел занимавшийся им несколько лет гений британской жанровой карикатуры Эдгар Райт, в итоге замененный на ремесленника Пейтона Рида («Всегда говори “Да”»). Фирменный почерк Райта в «Муравье» все-таки чувствуется, проявляясь как в причудливых деталях сценария, так и в несерьезном, сатирическом подходе к экшену, кульминация которого — эффектная финальная битва в детской спаленке. Но, увы, боссы Marvel и Рид делают все, чтобы полет райтовской мысли обуздать, подвести «Муравья» к марвеловскому киноканону, который на глазах бронзовеет и превращается в готовый шаблон. Периодически впечатляя остроумием, фильм в итоге сводится к уже набившей оскомину схеме.
Именно шаблонность — то, что в результате портит этот потенциально оригинальный, свежий фильм, раз за разом разменивая возможность зрителя удивить на желание в очередной раз потрафить фанатам. Marvel куда больше озабочена тем, чтобы вписать «Муравья» в общую картину (приветы Мстителям здесь так натянуты, что уже раздражают), чем его самостоятельной ценностью. Поэтому, когда в сюжет вдруг входит один из уже знакомых членов марвеловской сборной супергероев, трудно не испытать недоумение — доставшиеся Лэнгу сверхспособности (уменьшение в габаритах и власть над обычными муравьишками) оказываются куда киногеничнее и интереснее, чем у его будущего напарника, но фильм этот диссонанс попросту игнорирует. Бой за собственный стиль и интонацию против одной на всех формулы, будь то Тор, Халк или Капитан Америка, для «Муравья» оказывается слишком неравным — и дело тут в скромных масштабах не самого героя, но смелости его авторов.