Черная месса (2014 год)
О фильме
Гангстерская сага, которая тонет под слоями грима и весом собственного главного героя — бостонского авторитета Уайти Балджера.
Актеры
Рецензия на фильм
Бостон, 1975-й. Джимми «Уайти» Балджер (Джонни Депп), гангстер с головой лысеющего ящера, нравом безжалостного психопата и тридцатилетним криминальным стажем, контролирует небольшой, преимущественно ирландский район на юге города. Стандартные способы заработка (рэкет и наркоторговля, проституция и торговые автоматы) дополняет нестандартная жестокость — причем особенно от Джимми достается стукачам и даже заподозренным в крысятничестве подельникам. Поэтому есть определенная ирония в том, что когда выросший агентом ФБР друг детства Джон Коннолли (Джоэл Эдгертон) предлагает сотрудничество, Балджер соглашается. Его логика в том, что проще сдавать конкурентов федералам, чем вести бесконечные бандитские войны.
Правда в том, что от этого зловещего, противоестественного альянса между правопорядком и криминалом Уайти выиграет куда больше, чем ФБР — неприкосновенность позволит ему забрать под контроль весь Бостон, развернуть деятельность во Флориде и даже снабжать оружием ИРА (корни Балджер ценит пуще родной матери). Но привычка зарываться (и зарывать) рано или поздно погубит и эту отдельно взятую империю, построенную на крови и абсурдной ирландской верности.
Золотая для Балджера пора длилась больше 15 лет (параллельно росло политическое реноме его брата Бобби — здесь его играет Бенедикт Камбербэтч), но «Черная месса» получилась не столько эпосом, сколько торопливым, проскакивающим годы коллажем. Механика гангстерских дел (за исключением умерщвлений) режиссера Скотта Купера волнует мало — он предпочитает проматывать обогащение Балджера бодрой монтажной нарезкой. В остальном здесь царит уместный интонационный мрак и несколько менее подходящая истории мелодраматика.
Парадокс в том, что даже душой этой печальной саги оказывается персонаж второстепенный — агент Коннолли в мощном исполнении Эдгертона, трагическая фигура, погубленная сформированными в малолетстве принципами и уже взрослой тягой к темной стороне силы. Сам же главный герой так и остается для Купера терра инкогнита — Балджеру позволено проявлять себя лишь вспышками насилия и сценами, будто бы позаимствованными у других, во многом лучших фильмов (ключевой диалог с напарником Коннолли Джимми почти дословно копирует у Джо Пеши из «Славных парней»). Его характер, мотивы и безумная логика так толком и не раскрываются — а сюжет чем дальше, тем больше предпочитает авторитету его шестерок.
Не идет на пользу «Мессе» и внешний вид Джонни Деппа. Несусветный грим с каждой минутой все меньше отдает портретным сходством и все больше — карикатурой, нелепым и отвлекающим трюком. Учитывая, что о сущности Балджера, кроме его змеиной агрессивности, мы так ничего и не узнаем, роль так и остается еще одним цирковым переодеванием в карьере Деппа. Проблема в том, что Бостон — не зазеркалье, а этот конкретный безумный шляпник реален (и до сих пор жив) и заслуживал хотя бы попытки быть проанализированным.