Духовка и нетленка. Фрагменты из жизни
О выставке
В Музее Москвы на Зубовском бульваре открылась выставка, посвященная бытовой стороне творческой жизни советских художников-нонконформистов.
Если самих художников и их работы хорошо знают и на родине, и за ее пределами, то о контексте, в котором эти работы создавались, известно гораздо меньше. В целом, конечно, понятно, что дискуссии о судьбе искусства велись на коммунальных кухнях, вернисажи были квартирниками, профессиональный нетворкинг строился на дружбе — в конце концов, мы все родом из реалий советского детства. Тем не менее о том, где конкретно тусовались нонконформисты, на чьей кухне гремели самые жаркие споры и как организовывались эти квартирные выставки, знают, в общем, только люди, профессионально связавшие жизнь с искусством. Эту лакуну в нашем культурном образовании и взялись заполнить кураторы Оксана Саркисян и Юлия Лебедева.
Основу выставки составляют фотографии, снятые, как говорится, инсайдерами советского нонконформизма: Игорем Пальминым, Валентином Серовым, Юрием Рыбчинским, Игорем Макаревичем и Георгием Кизевальтером. В дополнение к подробному фотоповествованию выставка включает графику, самиздат (явление исключительной важности для любого культурного советского человека), письма художников Евгения Кропивницкого, Оскара Рабина, Анатолия Зверева, Виталия Комара и Александра Меламида, Ивана Чуйкова, Константина Звездочетова, Никиты Алексеева, Сергея Шутова, Юрия Альберта и других. А также видеорассказы художников Игоря Шелковского, Бориса Орлова, Д. А. Пригова и Виктора Скерсиса о кругах общения и важных событиях в «домашнем» периоде отечественного искусства середины ХХ века.
Сложно сказать, действительно ли контекст, в котором существовали художники-шестидесятники, не согласные с официальной линией советского искусства, а потому практически находившиеся в творческой опале, — натура уходящая. Но нет сомнений, что «Духовка и нетленка» — явление важное и пока что уникальное для российской культурной сцены. А значит, хотя бы для общего развития сходить сюда стоит.