Citizenfour: Правда Сноудена (2014 год)
О фильме
Актеры
Рецензия на фильм
В июне 2013-го, после нескольких месяцев обмена шифрованными посланиями, программист из АНБ Эдвард Сноуден собрал в гостиничном номере гонконгского отеля троих людей, чтобы рассказать, кто он и чего хочет. Двое были журналистами: американский фрилансер Гленн Гринвальд и Юэн Макаскилл из The Guardian. Третьим была документалист Лора Пойтрас («Присяга»), которая превратила историю подноготной откровений Сноудена в это кино. Спокойная, будничная трезвость фильма ошеломляет не меньше, чем информация, раскрытая Сноуденом, — о том, что власти США и Великобритании следят за своими гражданами так пристально, как и не снилось многочисленным параноикам.
Даже если вы знаете историю Сноудена, в фильме она оказывается вдвое мощнее, рассказанная самим осведомителем, более того, произнесенная им впервые. Но Пойтрас не ограничивается интервью с самим героем — она также привносит полезный фон: признания других осведомителей и хронику отрицаний властями этих заявлений.
Но по-настоящему «Citizenfour» впечатляет, когда оказывается «всего лишь» портретом 29-летнего мужчины в точке полного невозврата, когда он проводит почти неделю в бегах, прежде чем исчезнуть в совсем иной реальности. Он говорит о том, что его мотивирует, как он оставил девушке в их доме на Гавайях записку со словами о долгой командировке, как сжег мосты с друзьями и семьей, как убежден, что окажется в тюрьме.
Банальные детали возвышаются до уровня триллера — вот Сноуден зачесывает волосы назад, надеясь остаться неузнанным на улице, а вот он щетинится, когда срабатывает пожарная тревога. У Пойтрас получается интимный, человечный набросок Сноудена, и тот выглядит хорошим парнем: рациональным, вдумчивым, уверенным в себе, несмотря на некоторую хрупкость. В нем есть подлинное благородство, какое не сымитируешь никакими режиссерскими находками.