О фильме
Черная комедия Вуди Аллена о ничтожности человечества и смехотворности философии — как всегда, отличная.
Актеры
Рецензия на фильм
В кампусе небольшого гуманитарного университета в Новой Англии оживление — в преподавательский штат принят Эйб Лукас (Хоакин Феникс), профессор философии с редким риторическим даром и репутацией анфан-террибля. Также в багаж Лукаса, как выяснится по его прибытии, входят массивное брюшко и глубокая депрессия.
Взбодрить философа, не расстающегося с вискарем и только хмыкающего в ответ на студенческие изыскания по части Хайдеггера («Мыслить — бесмысленно»), пытаются сразу две женщины. Несчастная в браке коллега (Паркер Поузи) хочет залезть к нему в койку, а лучшая студентка (Эмма Стоун) — в сердце. Но оживит рационального страдальца (душевно, профессионально, сексуально) только вторжение иррационального — подслушанная в закусочной жалоба незнакомки на несправедливое судебное решение. Тут уже сам Эйб решит перейти от теории философствования к практике благодетельства — а фильм превратится из легковесной университетской сатиры в язвительный триллер.
Вуди Аллен продолжает снимать по фильму в год — и в случае с «Иррациональным человеком» это сыграло с ним злую шутку: после каннской премьеры критики поспешили окрестить картину очередной, такой же, как все предыдущие, главой алленианы. Большая — при том, что классик и правда поднимает здесь свои вечные темы (терзания интеллектуала, убийство как предмет экзистенциального спора, провоцирующие мужчин на глупости женщины и т.д.), — ошибка.
Считая «Иррационального человека» лишь очередным алленовским фильмом, рискуешь не заметить перемену в интонации Вуди. «Человек» вдруг оказывается самым горьким в плане надежд на человечество фельетоном режиссера за долгое-долгое время — 79-летний мастер еще по инерции шутит, но в его вечной иронии здесь сквозит экзистенциальное, не из Хайдеггера, но из реальной жизни почерпнутое отчаяние. Что ж, если в нас наконец разочаровался такой творец, похоже, время подлинной печали все-таки пришло.