«Четыре гения: друзья-соперники. Бах, Гендель, Телеман, Вивальди»
О мероприятии
12 августа 2015 года, 19:00
Владимир ПАРУНЦЕВ (блокфлейта)
Сергей ПОЛТАВСКИЙ (виола д’амур)
Маргарита ЕСЬКИНА (орган)
И.С. Бах. Фантазия соль мажор (Piece d'orgue). Соната для виолы да гамба и клавира соль минор BWV 1029 (переложение для виолы д'амур)
Г.Ф. Телеман. Трио-соната си-бемоль мажор
Г.Ф. Гендель. Пассакалия для клавира из Сюиты соль минор HWV 432
А. Вивальди. Концерт для блокфлейты-сопранино с оркестром ре мажор. Il Gardellino («Щеглёнок»). Соната для блокфлейты, виолы д’амур и органа до мажор (в оригинале для скрипки, гобоя и органа RV 779)
Инструментальное трио необычного, «барочного» состава (блокфлейта, виола д'амур и орган) представит на фестивале в Кусково программу, посвященную четырем великим композиторам. Все они жили в одно время и являются для современного слушателя олицетворением Высокого Барокко в музыке.
Работая в разных областях Европы и даже не будучи все лично знакомы, Бах, Телеман, Гендель и Вивальди были хорошо осведомлены о творческих достижениях друг друга. Несмотря на различные музыкальные предпочтения, они с уважением и интересом воспринимали всё новое и необычное, что характеризовало черты стиля их коллег. Сегодня для нас Иоганн Себастьян Бах — главный претендент на звание «величайшего композитора эпохи». Но его современники вряд ли бы с этим согласились: ведь тогда ключевыми фигурами европейской музыкальной жизни были его соперники Георг Фридрих Гендель и Георг Филипп Телеман, а также вошедшие в моду великие итальянцы — в частности, Антонио Вивальди. Это заочное соперничество не повлияло на интерес Баха к творчеству Вивальди, чьи сочинения он внимательно изучал и делал переложения его концертов для иных инструментальных составов. Блестящая карьера обласканного почестями Генделя и сравнительно скромное положение Баха никак не влияли на взаимное уважение и стремление к личной встрече, которая, увы, так никогда и не состоялась. Несходство творческих пристрастий также не помешало Телеману и Баху быть друзьями. Телеман даже был крестным отцом одного из сыновей Баха, Карла Филиппа Эммануила, также ставшего впоследствии выдающимся композитором. Так что прямыми соперниками эти композиторы не были… Дух соперничества между ними подпитываем сегодня мы — своими неумолкающими спорами о том, кто же из них самый гениальный?