Петер Вайбель. «technē_революция»






О выставке
До 1 ноября в ММОМА в Ермолаевском можно увидеть результат работы сразу двух патриархов современного искусства: выставку произведений пионера медиаарта Петера Вайбеля курирует Иосиф Бакштейн — один из главных деятелей российской арт-сцены.
Творчество Вайбеля не поражает новизной: ну объявлял он зрителя частью своих работ, ну рубил топором здание художественного музея в Швеции, ну исследовал соотношение предмета и его образа — какой художник сейчас этого не делает? Все встает на свои места, когда вспоминаешь, что Вайбель осуществлял все это одним из первых: его художественный язык стал основой искусства последних 50 лет, а занимающие его вопросы — обязательными объектами исследования для многих авторов. Поэтому «technē_революция» работает как учебник: обходя этажи музея, можно разобраться в главных темах современного искусства.
Экспозиция в ММОМА выстроена по хронологии: от провокаций конца 1960-х до вдумчивых рассуждений о природе медиа, последнее из которых создано специально для выставки. На первом этаже собраны социальная критика и политические протесты. Самая знаменитая работа Вайбеля на эту тему — прогулка на поводке у художницы и феминистки Вали Экспорт: тогда, ползая по центру Вены, художник задавался вопросом, так уж ли необходимо прямохождение в государстве, которое ставит человека на колени и диктует свою волю. Впрочем, говоря о власти, автор не всегда пользовался метафорами: гранит с высеченным на нем «Верховный суд нарушает закон» — предельно прямолинейное высказывание.
Второй этаж ММОМА — территория экспериментов. Вайбель первым понял, что медиа можно использовать как материал для искусства, и начал исследовать их возможности и свойства порождаемых ими образов. Делал он это нехитро: многие его знаменитые работы построены по «принципу сэндвича»: рука держит фотографию, на которой эта же рука держит фотографию, на которой… — и так до бесконечности. Смысл этих произведений в артикуляции неразрешимого вопроса, что более реально — предмет или его изображение.
Теме враждебности медиа человеку посвящен третий этаж музея: там комната вечной несвободы с множеством телевизоров-глаз, которые следят за тобой, куда бы ты ни шел, и камеры, подойдя к которым почти вплотную видишь свой затылок — лица не видать, как ни крутись, а значит, и правды тоже. На последнем этаже собраны работы о природе искусства, которое становится способом создания новых вселенных и единственным связующим звеном между материей и духом. Выглядит финальный аккорд выставки довольно убедительно: Вайбель приручает медиа для создания лучшего мира и делает это успешно — именно после его экспериментов художники стали активно использовать технологии в искусстве.