Вадим Захаров «Постскриптум после RIP»

Вадим Захаров «Постскриптум после RIP»

О выставке

В «Гараже» открылась выставка Вадима Захарова «Постскриптум после RIP. Видеодокументация выставок современных московских художников (1989–2014)», в которую вошли не работы самого Захарова, а в буквальном смысле другие выставки.

Вадим Захаров — один из ключевых представителей московского концептуализма наряду с Андреем Монастырским, Дмитрием Приговым, Георгием Кизевальтером, Ильей Кабаковым, Юрием Альбертом и другими знаменитыми фигурами столичного совриска. Его хорошо знают и за пределами родины: установленный во Франкфурте-на-Майне памятник философу Теодору Адорно, конкурс на изготовление которого Захаров выиграл чуть ли не у главного концептуалиста мира Джозефа Кошута, — одна из самых известных его работ. В 2013 году художник представил на Венецианской биеннале инсталляцию «Даная»: на людей с потолка сыпались золотые монеты (на самом деле они были, конечно, не золотыми, назывались «Одна Даная», и на каждой было написано «любовь», «свобода», «правда», «единение» и так далее). «Даная» стала хитом среди любителей делать селфи на фоне современного искусства.

В «Гараже» тем не менее выставляют не дождь из денег и не памятники философам, а гигантский видеоархив выставок, который Захаров скрупулезно собирал на протяжении 25 лет. В архив вошла документация почти двухсот пятидесяти персональных и групповых экспозиций в России и за рубежом. Здесь есть и эпохальные выставки, не сходив на которые потом всю жизнь завидуешь тем, кому их посмотреть удалось, и полузабытые события — возможно, не настолько крупные, но значимые для художественной истории перестроечной и постперестроечной России.

В самом собирательстве на самом деле ничего из ряда вон выходящего нет — все концептуалисты широко опираются на разного рода документации (например, арт-группа «Коллективные действия» — практически синоним московского концептуализма — выпустила несколько томов документации самих себя). В случае с архивом Захарова поражаешься, во-первых, объему и качеству, а во-вторых, всеобщему везению: зачастую эти видео — все, что осталось от очень интересных арт-сборищ тех времен, когда видеокамеру можно было достать чуть ли не только в обмен на почку. В каком-то смысле поход на «Постскриптум после RIP» способен заменить целый курс по истории современного российского искусства на рубеже XX–XXI веков. Проще говоря, одним походом можно убить почти 250 зайцев, погрузиться в ушедшую уже в прошлое атмосферу перестроечных квартирников и самодельных выставок художников, чьи работы теперь уходят на западных аукционах за миллионы, и значительно пополнить запас своих знаний. И все это за каких-то пару часов.

Билетов не найдено!

Закрыть