Андрей Бартенев. Скажи: я тебя люблю!
О выставке
В ММОМА показывают ретроспективу художника, ответственного за праздник и радость в российском современном искусстве. Андрей Бартенев прошелся с Time Out по экспозиции и рассказал про работы, космос и вечное вдохновение первой любви.
«Я из другого мира» и «Север-Юг»
Выставку открывает месседж Андрея «Я из другого мира, и здесь пролетаю мимо». Полет для Бартенева — это путь в будущее и постоянное обновление, возможное, правда, только налегке: «Все материальное — груз, и для полета это ужасно», — говорит художник, готовый делиться всем отягощающим, в том числе опытом и знаниями. Желающие принять дары находятся: с подготовкой выставки и реставрацией объектов Бартеневу помогала целая армия волонтеров — без них, по словам автора, ничего бы не состоялось.
«Экспозиция в ММОМА разделена на “Север” и “Юг”, а связующее звено между ними — одноименная работа, утверждающая, что стороны света постоянно перетекают друг в друга и вообще в любой момент могут поменяться местами», — комментирует художник. Впрочем, объяснениями Бартенев не увлекается и признается, что тексты не любит, а форма всегда говорит больше.
Костюмы
Андрей Бартенев. Гусеница. 2013. Фото: Висвалдас Моркевичюс
Пожалуй, самые знаменитые работы Андрея — это костюмы, за появление в которых на публике его нередко записывают в фрики. Образы приходят к автору интуитивно, но особую роль в процессе играет окружение: «Если среда агрессивная, то художник будет творить разрушающее искусство, а если вокруг любовь, благоденствие, счастье, радость, песни и танцы — то и искусство будет такое же. Художник как лакмусовая бумажка: куда ее ни брось, она сразу покажет — можно ли здесь жить или нет», — говорит Бартенев.
«Ботанический балет»
Андрей Бартенев. Ботанический балет. 1992, Москва. Фото: Ханс-Юрген Буркарт
Международную славу Андрею принес перформанс «Ботанический балет» 1992 года, который в ММОМА представлен отдельным залом с костюмами-скульптурами невероятных форм. Вдохновением для их создания стал Чайный дом на Мясницкой и его рельефы-драконы, которые «надышали в сознание и в душу» Бартеневу. Итог «надышательства», кроме родства с огнедышащими, еще и рассказывает про заснеженное детство в Норильске.
«Скажи: я тебя люблю!»
У Бартенева любовь обретает разные формы и не связана ни с какими определениями или концептами. Открытие это пришло к Андрею в 15 лет: «Когда первый раз влюбляешься, то понимаешь, зачем существуешь. После такого опыта все вне этого чувства не имеет никакого смысла», — утверждает художник и добавляет, что все его творчество — производное от этого первого опыта.
Титульная работа выставки позволяет проникнуться философией Бартненева: скульптура «Скажи: я тебя люблю!» состоит из сотен колонок, которые, когда проходишь между ними, шепчут или кричат вслед свои признания. Среди них стоит микрофон — любой может оставить свое «I love you», которое станет голосом в одном из динамиков.
Инопланетяне
Андрей Бартенев. Don`t Talk! 2008
Зал с работами, главные герои которых — инопланетяне, перекликается с посланием «Я из другого мира», поэтому представленные здесь работы хочется считать автопортретами. Так это или нет — доподлинно неизвестно, но образы пришельцев точно становятся для художника поводом для рассуждений о бесконечности: по Бартеневу, главный ее ресурс — эмоциональный мир — не имеет границ и продолжается даже там, где слова уже не могут описать происходящее.
Скульптуры
Андрей Бартенев. Первая снежинка, упавшая на землю. Объект из перформанса «Снежная Королева». 1994. Фото: Ханс-Юрген Буркарт
Если любовь — главная тема работ художника, то главная их движущая сила — любопытство, которое Андрей считает одним из источников вечной молодости. Кажется, именно готовность бесконечно удивляться миру позволяет Бартеневу по-новому видеть привычные предметы и составлять из них свои удивительные скульптуры: в ход идут старые открытки, детские игрушки, флажки и что угодно еще.
Перформансы
Андрей Бартенев. Гоголь-моголь, или Приключение невидимых червячков в России. Видеодокументация перформанса
Посмотреть на костюмы-скульптуры в действии можно в зале с видеодокументацией перформансов. Самый любимый из них у Андрея — «Гоголь-моголь». Игра в движущиеся скульптуры здесь достигла своего пика, Бартенев осознал, что все они должны падать и разрушаться, воплотил замысел и снабдил его философским объяснением: «В этом есть красота. Ты живешь, превращаешься в форму, а потом эта форма — изящная и идеальная — падает и разбивается. Когда я одновременно создаю работу и думаю об ее уничтожении, то цикл замыкается, север перетекает в юг и обратно, и время перестает существовать».
«Connection lost»
Андрей Бартенев. Connection lost. 2007
Инсталляция, где в пространстве возникает что-то наподобие 3D-голограмм с сердцами и надписями «connection lost», стала символом того, что в современном искусстве художник — уже не автор, а инструмент создания самовоспроизводящихся и самоизменяющихся произведений. К такому выводу Андрея подтолкнуло поведение элементов работы, которые во время показа на Венецианской биеннале в первую же неделю частично вышли из строя, перестали отображать текст и превратили все в пульсирующую по своей прихоти абстракцию. Бартенев от этой метаморфозы не расстроился, а, наоборот, пришел в восторг — ведь наступила эра самопрограммируемого искусства.
«Фабрика Бартенева»
Дмитрий Шабалин («Фабрика Бартенева»). Маски
Во втором корпусе ММОМА представлены работы учеников Бартенева — их больше шестидесяти, и многие из них уже сами известные художники. Андрей в Москве не преподает, так что все они приходят к нему сами, работают как помощники и учатся в процессе. Количество и качество работ участников «Фабрики» впечатляет. Это еще одно доказательство таланта Бартенева и его влияния на современное московское искусство.