Экзотический мир Ханта Слонема: Живопись
О выставке
Serge Sorokko Gallery привезла в Российскую академию художеств американского неоэкспрессиониста.
Ничто не предвещало изменений в ходе показа персональных выставок в Галерее искусств Зураба Церетели, относящейся к Российской академии художеств. Экспозиции работ юбиляров-академиков с условным посылом «Православие, самодержавие, народность», казалось, будут сменять друг друга еще десятки лет. Но внезапно традиция прервалась.
Хант Слонем. Фото: tvkultura.ru
Неоэкспрессионист Хант Слонем начал работать в середине 1970-х и с тех пор пишет цветы, птиц и бабочек, иногда отвлекаясь на пейзажи и портреты. Можно пытаться интерпретировать его произведения десятком способов, но они этому как будто сопротивляются: форма настолько самодостаточна, что трактовки иногда становятся не нужны. Мы решили описать главные работы художника по два раза: первый — как просто красивое, яркое и приятное глазу искусство, а второй — как повод для рассуждения о мире. Какая из точек зрения на его творчество правильная, автор не признается — и выдает цитаты в поддержку обеих версий.
«Люси на небе»
Хант Слонем, «Люси на небе», 2014
Просто красиво
У Слонема, наверное, сотни полотен с кроликами, но в Москву привезли только восемь. Выбор героев художник объясняет по-разному: «Я всегда любил их», «В детстве у меня дома жили кролики» или «Они мне снились». Еще один вариант — знак Слонема по китайскому гороскопу: художник родился как раз в год кролика и говорит, что все работы цикла — просто нескончаемый автопортрет. Один из них называется «Люси на небе», и живописец поясняет, что это в честь песни Beatles «Lucy in the Sky with Diamonds».
Еще и умно
Вообще-то в названии композиции битлов зашифрованы буквы LSD, что для 60-х более чем объяснимо. Слонем говорит, что его работы имеют отношение к эстетике того времени, так что вывод напрашивается сам собой — но автор утверждает, что имел в виду просто песню. Даже если поверить в его искренность (а это сложно, потому что 64-летний художник обычно появляется на публике в пиджаках и рубашках уникально кислотных расцветок и узоров), остается еще возможность интерпретировать животных как мистических проводников: «В детстве я обожал белого кролика, который увел Алису через кроличью нору в Страну Чудес. Идея другой реальности всегда занимала меня», — признается Хант.
«Лори»
Хант Слонем, Без названия (Лори, средняя часть триптиха), 2014
Просто красиво
Площадь мастерской Ханта Слонема сейчас — 1400 кв. м. (а до середины 2010-го он работал в 89-комнатном пространстве), и там находится место для любимцев художника — птиц. У Слонема живет около сотни экзотических пернатых, которые часто становятся героями его произведений. То, что восхищаться природой в современном искусстве не очень принято, живописца не смущает: «В конце концов, это все, что у нас осталось», — замечает он.
Еще и умно
Произведения с лори — иллюстрация одного из главных художественных приемов Ханта: во время работы он процарапывает слои краски острым концом кисти и таким образом накладывает поверх изображения «решетку». Так художник создает особую фактуру работы, обнажает множество фоновых слоев и рассуждает о возможности постижения реальности: Слонем говорит, что за предметностью мира всегда присутствует нечто трансцендентное.
«Бэйю-Теш»
Хант Слонем, «О Боже мой!», 2014
Просто красиво
Серия пейзажей с видами луизианского местечка Бэйю-Теш, где у Слонема плантация, выглядит гимном восхищения природой. Свидетельство тому — названия произведений: например, «О Боже мой!».
Еще и умно
Четыре работы развешаны от натуралистичной к более абстрактной. Слой краски от холста к холсту утолщается — мазки последнего пейзажа почти стекают с полотна. Все произведения при этом прочерчены жесткой сеткой. Галерист Серж Сорокко, который привез работы американца в Москву, говорит, что она может быть метафорой клеток, в которых Слонем держит своих экзотических птиц. Судя по тому, что за клеткой виден пейзаж, взаперти оказывается зритель. Вопрос, как и почему он там оказался, остается открытым.