«Ричард III»
О спектакле
Давно подмечено, что популярность трагедий, комедий и хроник Шекспира в нашей стране подчиняется цикличной логике и связана состоянием общества. То все театры, как сговорившись, начинают ставить «Ромео и Джульетту», то обратятся к «Мере за меру», то один за другим станут выпускать «Гамлета» или «Сон в летнюю ночь». «Ричард III» – одна из самых жестких и бескомпромиссных пьес шекспировского канона. К сожалению, она как нельзя более соответствует текущему историческому моменту.Братоубийственные войны, льющаяся кровь, предательства, измены, узурпация власти сплошь и рядом находят свое место в новом столетии. Есть пьесы, которые невозможно поставить в оторванности от жизненных реалий, и «Ричард III» тот самый случай.Молодой режиссер Ильгиз Зайниев в содружестве с опытным художником Сергеем Скомороховым и ведущими актерами труппы создают постапокалиптический мир шекспировской трагедии. Спектакль не о том, что было или есть, но о том, что может случиться.Создатели спектакля намеренно избегают конкретных исторических привязок и намеков в костюмах и декорациях, а актеры не копируют повадки политиков прошлого или современности.Тема трагедии звучит предостережением настоящему. Есть только одна деталь, отсылающая к нынешней моде – фотографировать все и вся – двое актеров исполняют роли безмолвных папарацци, бездушных фиксаторов кровавых событий.В заглавной роли – Искандер Хайруллин, который играет своего героя сыном времени. Его Ричард не лучше, но и не хуже других персонажей.Этот мир выломился из суставов, а нормой стало лгать, убивать и предавать. Ричард Хайруллина не одержимый идеей власти фанатик, он просто оказывается смышленее и проворнее других и берет то, что лежит под ногами. Ведь морали больше нет, запретов нет и все дозволено. Так отчего ж пропадать добру – герцогской вдове, королевской короне, а все, кто стоит на пути к цели будут сметены, уничтожены, оболганы,преданы забвению…