«Расширение пространства»
О выставке
В ГЭС-2 проходит выставка проектов паблик-арта. В экспозиции 21 произведение: три из них уже реализованы, а еще семь скоро появятся в Москве, если удастся согласовать их с властями. Time Out выяснил, какими они будут.
Соня Гимон. «Проживая в пропаганде»
Соня Гимон решила наконец-то объяснить простым смертным архитектурную политику властей за последние сто лет. Для этого она выбрала программные высказывания о градостроительстве и предлагает поместить их на привычном месте трансляции советских вечных ценностей — на крышах домов, где раньше красовались жизнеутверждающие или патриотические лозунги. В рамках Сониного проекта на крыше здания в стиле сталинский ампир на Бережковской набережной появится высказывание ЦК ВКП(б) 1935 года: «Архитектурное оформление столицы должно отражать величие и красоту социалистической эпохи», а заявление «Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений», прозвучавшее на двадцать лет позже, окажется на крыше одной из хрущевок.
Арсений Жиляев. «Смело, товарищи, в ногу!»
Арсений Жиляев переосмыслил революционное прошлое одного из районов Москвы и предложил составить ограду парка «Красная Пресня» из слов песни «Смело, товарищи, в ногу!». Сделать это стоит хотя бы потому, что сейчас небольшой парк огорожен заборами пяти видов — именно они и стали частью презентации проекта художника на выставке в ГЭС-2.
Анна Кривцова. «Леса»
Произведение Анны Кривцовой может превратить Москву из вечной стройки в город-сад — за счет установки конструкций с живыми растениями на строительных лесах. В холодное время года проект должен меняться: на маскировочную сетку планируется проецировать тени, создающие эффект мистического ночного леса.
Анастасия Рябова. «Звездный проспект-2»
Самый, пожалуй, сложноосуществимый проект в экспозиции предполагает прокладку в Москве нового проспекта в форме пятиконечной звезды. Пройти он должен по уже существующей городской среде (при этом непонятно, собирается ли художник что-то сносить). Известно, что начальной точкой «Звездного проспекта» станет его потенциальное пересечение с участком между 32-м и 33-м километрами МКАД. Точная форма новой магистрали пока неизвестна, но автора это не пугает, ведь главная цель инициативы — не только прокладка в городе «звезды», но и исследование системы запретов, условностей и возможностей коммуникации с московскими жителями и властями.
Кирилл Савченков. Музей скейтбординга
Автор считает скейтбординг методом исследования городской среды и предлагает увековечить его в этой функции — то есть создать тематический уличный музей с главным отделением на Воробьевых горах и множеством филиалов в торговых павильонах в подземных переходах. Выставлять будут фото, видео, объекты и результаты изучения «тайного языка скейтбординга».
Валентин Фетисов. Памятный знак бассейну «Москва»
Проект — дань памяти бассейну «Москва», построенному в 1960 году на месте снесенного Храма Христа Спасителя и уничтоженному в 1994-м. Художник предлагает создать альтернативу советской мемориальной доске и распылять внутри северного выхода из метро «Кропоткинская» запах хлорки. Даже если выходящие и не будут ничего знать о «Москве», ностальгических воспоминаний о детстве и нарукавниках им все равно не избежать.
Давид Эссейн. «Неглинная»
Давид Эссейн предлагает символически вытащить на поверхность реку Неглинную, которая сейчас течет по подземным трубам. Художник планирует провести по улицам неширокую синюю полосу, обозначающую путь Неглинки, и установить инфостенды, призывающие прохожих обратить внимание на доносящийся из люков плеск воды или на названия улиц, так или иначе связанные с рекой. Неглинка этого заслуживает, ведь она сыграла заметную роль в жизни города: на месте ее впадения в Москву-реку стоит Кремль, а форма многих улиц в центре определена ее руслом.
Елена Холкина. «Простыня»
Александра Портянникова. «Ламинарные потоки»
Supramen. Ментальная карта Москвы
Три перформативных проекта, которые не требовали долгих и муторных согласований и поэтому уже осуществлены. Елена Холкина во дворе дома-кольца вывесила сушиться простыни с суждениями жителей об этом уникальном сооружении и таким образом наладила между ними диалог. Александра Портянникова вклинилась с танцевальными перформансами в оживленные потоки пешеходов и задокументировала реакцию людей. А Supramen сделали серию экскурсий по Москве с завязанными глазами — путешествуя таким образом, проще обратить внимание на невизуальные ощущения и по-новому почувствовать привычные места в городе.
Фото: voxxter.ru, пресс-служба V-A-C