«Москва — история и современность»
О выставке
Time Out посмотрел выставку фотографий Москвы последних 150 лет и выяснил, что исчезло из жизни столицы за это время.
Народные гулянья
Девичье поле. 1913 год
В царской Москве часто проходили массовые гулянья: для народа накрывали столы и устраивали забавы. Особо пышным было празднование коронации Николая I на Девичьем поле, когда столы ломились от яств, а фонтаны извергали струи красного и белого вина. В другой раз горожан поразило, как вспоминал поэт Константин Батюшков, «прекрасное и великолепное зрелище каруселя. Стечение зрителей было чрезвычайное… Игры, восхитительные звуки четырех хоров военной музыки — все это выше всякого описания».
Впрочем, на Девичьем поле простой люд мог не только угощаться казенными дарами и кататься на аттракционах. Там же была и дача богача Юшкова, который умудрялся устраивать по шесть балов в неделю с фейерверками и музыкой в саду. Фабрики во время этих праздников вставали, потому что рабочие все ночи проводили около дома и в саду Юшкова.
Постой солдат
1910-e. Александровские казармы на Серпуховском шоссе
Казармы в Москве начали строить только в 1797 году. До этого у военных не было постоянного жилья: летом они квартировали в предместьях в палатках, а зимой подселялись в дома горожан. Обычно один хозяин принимал на постой по выданным полицией билетам от 10 до 16 человек. При распределении жены и дети рядовых и унтер-офицеров считались следующим образом: жена — за одного военного, дети — трое за одного военного, но мальчикам старше 13 лет жить на постое вообще не позволялось.
Подсобные хозяйства
Скотный двор Воспитательного дома
Многие московские учреждения имели в черте города собственные подсобные хозяйства со скотом или посадками. Впрочем, это не всегда обеспечивало им защиту от голода — поля часто грабили. Например, этот скотный двор, находившийся на месте нынешней Бережковской набережной, был опустошен казаками во время войны 1812 года.
Народный стритфуд
1910-е. Городская народная столовая на Хитровом рынке
В XIX веке по Москве сновали разообразные «лоточники»: они предлагали горячие блины, баранки, сбитень, гречневики и жареный мак. Также в ходу был овсяный кисель, а в постные дни его заменяли гороховым, который поливали маслом и резали щедрыми ломтями.
Впрочем, полакомиться этим аппетитным блюдом могли позволить себе не все. Один обитатель московского «дна» так описывал свой ежедневный рацион в 1913 году: «Пошел в ночную чайную к Брыкову, попил я чайку, пошел в Брыков ресторан, заказал на 2 копейки бульонки, на 3 копейки душенки, на копейку хлеба, на 2 копейки огурцов, я наелся по горло, пошел в ночлежный дом Кулакова…там я выпил на 5 копеек и пошел на нары спать за 7 копеек. Когда выспался, и я встал, взял я чайник и пошел я в водогрейню, там я заварил чаю, пошел я на рынок, купил один белый хлеб за 3 копейки и четверть обрезков за 3 копейки и на 4 копейки купил сыру и пошел я в номер, напился, наелся».
Пожары
Май 1914 г. Пожар в Малом театре
Москва горела не раз. Историк и публицист Николай Костомаров писал: «Стоит припомнить пожар 1493 года, истребивший всю Москву и Кремль, славный пожар 1547 года, когда, кроме строений, сгорело более двух тысяч народа; пожары при Михаиле Федоровиче были так часты, что не обходилось без них ни одного месяца; иногда на них было такое плодородие, что они следовали один за другим каждую неделю и даже случалось, что в одну ночь Москва загоралась раза по два или по три. Некоторые из этих пожаров были так опустошительны, что истребляли в один раз третью часть столицы».
Последний крупный пожар, распространившийся почти на весь город, произошел в 1812 году. Он продолжался почти неделю и уничтожил 6,5 тысяч домов из 9 тысяч, 7 тысяч лавок из 8,5 тысяч и 122 церкви из 329.
Фабрики в центре города
1888 г. Вид Трех гор с левого берега Москвы-реки
Кроме нескольких текстильных фабрик, в Москве в начале ХХ века работали еще два парфюмерных завода, два самолетостроительных, металлургический и машиностроительный. Из еды и напитков в столице производили только чай, кондитерские изделия, хлеб и алкоголь.
Рабочие обычно жили на территории фабрик, которые занимали огромные площади. Некоторые владельцы даже устраивали там инфраструктуру — организовывали школы, больницы, театры и богадельни.
Наводнения
Апрель 1908 г. Наводнение в Москве. Кокоревский бульвар
Наводнения постигали Москву реже, чем пожары, но тоже регулярно — раз в несколько десятилетий. Иногда вода даже поднималась на 6–9 метров. Все это продолжалось до середины XX века: тогда в Подмосковье были построены водохранилища, которые до сих пор регулируют уровень рек.