Рабочий и колхозница. Личное дело
О выставке
Внутри постамента памятника «Рабочий и колхозница» открылась выставка об истории одного из главных символов Москвы. Здесь собраны работы современных художников, посвященные наследию советской эпохи. Time Out составил гид по главным экспонатам.
«Личное дело» развернулось на четырех этажах: на каждом — документальные материалы и произведения современного искусства, а кое-где еще и работы самих авторов монумента — Веры Мухиной и создателя постамента Бориса Иофана. Куратор экспозиции Андрей Паршиков говорит, что нельзя разделять творения наших современников и работы создателей «Рабочего и колхозницы». Выставка призвана показать преемственность культуры и то, как создавалась эстетическая программа от сталинской эпохи до сегодняшнего дня.
Первый этаж посвящен истории создания памятника, а также великолепию советской монументальной пропаганды, силе идеологии и переосмыслению этих явлений художниками. Второй — более сдержанный: там представлены работы авторов, не ослепленных утопией, а сохранявших критическую дистанцию по отношению к эпохе. Третий этаж, по словам куратора, ставит вопрос о роли советского наследия: обернулась ли эпоха разочарованием или головокружение от успехов все еще не закончилось? На последнем собрана медиатека: более 130 оцифрованных книг о памятнике и его авторах.
Вера Мухина за работой
«Рабочий и колхозница» были созданы для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Вера Мухина воплотила идею архитектора Бориса Иофана, у которого «родился образ скульптуры: юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот».
На самой Всемирной выставке павильон СССР стоял прямо напротив немецкого: рабочий и колхозница и немецкий орел, венчавший германский павильон, сверлили друг друга глазами. Правда, их противостояние тогда разрешилось в пользу Страны Советов: французская пресса окрестила произведение Мухиной «величайшим произведением скульптуры ХХ века».
Александр Косолапов «Микки и Минни. Рабочий и колхозница»
Вариации «Рабочего и колхозницы» — не основная тема представленных на выставке работ современных художников, но точно одна из самых выигрышных. Александр Косолапов создал гибрид символа советской монументальной пропаганды и одних из главных героев капиталистического общества. Этим автор показал общность конкурирующих систем, которые объединяет пропаганда: в одном случае — принципов социализма, в другом — идеалов общества потребления.
Юрий Аввакумов. Мавзолей
Художник воплотил в жизнь постановление 1924 года о строительстве постоянного Мавзолея, в котором было сказано, что памятник «должен быть импозантным зрелищем, центром притяжения для всех глаз». Состоящий из домино, он отсылает к истории падения СССР, рассыпавшегося в один момент — как костяшки игры.
Арт-группировка «ЗИП». Рабочий и колхозница
Еще одна вариация на памятник Веры Мухиной, на этот раз деревянная. Миниатюрные рабочий и колхозница на подгибающихся тонких ногах как будто намекают на то, что скульптура больше не играет прежней идеологической и пропагандистской роли.
Александра Паперно. Серия об устройстве сна шестой пятилетки
Художница исследовала частную жизнь советских граждан 1960-х и обнаружила, что свободы не было и там. В воспроизведенных планах типовых «хрущевок», оказывается, был регламентирован буквально каждый шаг: указаны расстояния между кроватями, рекомендуемое положение человека на диване и даже оптимальная поза для завязывания шнурков.
Александр Виноградов, Владимир Дубосарский. Мосфильм
Художники воспроизводят «Рабочего и колхозницу» такими, какими они были лучше всего знакомы миллионам зрителей советского кино. Кинематографическая картинка, обычно открывающая фильм, как будто говорит о том, что история монумента еще не закончена, а, напротив, все еще впереди.