Таир Салахов. Солнце в зените
О выставке
В Третьяковской галерее открылась выставка Таира Салахова — одного из самых титулованных художников СССР.
Удивительно, что при этом Салахов был вовсе не соцреалистом, а самым настоящим художником оттепели и приверженцем «сурового стиля». Что это за направление живописи и чем оно отличалось от современного ему искусства, Time Out разобрался на примерах его главных картин.
«У Каспия». 1967
Пожалуй, главное в работах «суровых» художников — героизация повседневного труда. Правда, в отличие от соцреализма, расстановка акцентов здесь другая: герои — не винтики в огромной машине, работающей на построение коммунизма, а личности, живущие вне коллектива — сильные, романтичные и одинокие. Исчезает и образ стахановца, который готов себя уморить и положить на алтарь общей идеи. Герой работы «У Каспия» скорее раздумывает и планирует, а это в советское время не очень поощрялось: рабочий должен был делать дело, а подумает за него вождь.
«Портрет композитора Кара Караева». 1960
В Третьяковке много портретов работы Салахова, но изображение композитора Кара Караева — одно из главных. Как вспоминает художник, ему «хотелось написать Караева в будничной, рабочей обстановке, имея в виду, разумеется, что будничная работа для творца — это необыкновенный, внутренне напряженнейший процесс». По словам искусствоведа Екатерины Деготь, для первых послесталинских лет изображение людей подобным образом было революционной идеей, поскольку реабилитировало интеллигенцию со всем ее почти неизбежным космополитизмом и впервые ставило героев умственного труда на ту же высоту, что и героев труда физического.
«Портрет матери». 1980
У Салахова есть цикл работ, посвященных матери — Соне-ханум. В портрете 1980 года можно увидеть метафоричность, свойственную «суровому стилю». Женщина сидит на фоне куста агавы, где корень — это она сама, а листья символизируют детей, которых она вырастила одна: отец Салахова был репрессирован в конце 1930-х. Вот что рассказывал о своем детстве художник в интервью каналу «Культура»: «За двадцать лет в наш дом не зашел ни один человек, все боялись: это ведь была семья врага народа. Нам не подавали руки, мы, дети, выросли в какой-то изоляции. Но помню, как отец клал рубль под серебряную чернильницу и говорил: “Ну, кто сегодня лучше нарисует Чапаева?” Он засыпал, а мы старались. Эти конкурсы, пожалуй, и сделали из нас художников».
«Гладиолусы». 1958
Художники «сурового стиля» в пику соцреализму обращались к «низким» жанрам — пейзажу и натюрморту. У Салахова они становятся не просто выражением красоты мира, но и способом сказать что-то о социополитической ситуации. Например, «Гладиолусы» 1958 года напоминают о романтической атмосфере оттепели. Подсвеченные солнцем цветы, как стрелы, перечеркивают скучную стену дома напротив. Так на полотне возникает образ зарождающейся надежды и свободы, которую в то время так ждали. Время в работах Салахова тоже всегда символично: утро здесь — это начало дня, пути, новой и, как художнику тогда хотелось, долгой и счастливой жизни.