Стремление к цвету
О выставке
Выставка "Стремление к цвету" в Русском музее фотографии представляет историю развития цветной фотографии в мире.
Как сообщается на сайте музея, столетие с момента своего изобретения фотография была преимущественно черно-белой. Первая в мире цветная фотография была сделана английским физиком Джеймсом Максвеллом в 1861 году. Научные открытия и совершенствование фотографических технологий позволяли получать цветные изображения все более высокого качества. Но широкое распространение цветная фотография получила только в середине ХХ века.
Первоначально самым доступным способом получить цветное фотоизображение было раскрашивание отпечатков вручную. Для этого использовались в основном акварельные и масляные краски. Раскрашиванием фотографий занимались известные художники, и, конечно, сами фотографы. В результате порой не просто было узнать фотографию под красочным слоем.
Раскрашенная фотография служила своего рода переходным звеном между живописью и цветной фотографий. Поэтому в экспозиции можно увидеть написанный Андреем Карелиным портрет Елены Соколинской (портрет будет представлен впервые), репродукции раскрашенных Иваном Шишкиным карелинских фотографий из альбома "Нижний Новгород", снятые и раскрашенные Максимом Дмитриевым работы из серий "В заволжских лесах" и "Волга и Поволжье", портреты Василия Шалимова.
В XIX веке повсеместно использовалось тонирование в сепию либо в другие оттенки. Многие известные фотографии прошлого знакомы нам именно в сепии. Помимо прочего это был прекрасный способ сохранить склонные к выцветанию фотографические отпечатки.
Пионером цветной фотографии в России был Сергей Прокудин-Горский. С помощью изобретенной им камеры для цветной съемки он создал уникальную коллекцию фотографий Российской империи начала ХХ века. На выставке представлены цветные открытки и репродукции Прокудина-Горского, сделанные в разных регионах России.
С распространением цветной фотографии старые техники не исчезли. В ХХ и XXI вв. фотографы, используя раскрашивание, тонирование изображений, а также популярные в 1970-80-х гг. изогелию и изополихромию, создавали уникальные авторские произведения. В экспозиции можно увидеть работы членов горьковского фотоклуба "Волга", членов Союза фотохудожников России: Юрия Шпагина, Станислава Яворского, Сергея Покалякина, Сергея Потапова, Александра Беляева, Юрия Куликова, Сергея Лотырева, Виктора Мельникова, Павла Морозова, Льва Урусова, Анатолия Чепелы, Виктора Грушичева, Дмитрия Костерина.
Второе рождение в наши дни переживает цианотипия, изобретенная еще в 1842 г. Современная цианотипия представлена работами Ольги Чувахиной (Москва) и Евгении Шливко (Нижний Новгород).
Также в экспозицию вошли созданные в разных техниках работы авторов из ряда городов России и Беларуси: Марии Боне (Минск), Андрея Воскресенского (Минск), Михаила Каламкарова (Москва), Ивана Порто (Москва), Ольги Сергеевой (Минск), Сергея Чадова (Н.Новгород), Андрея Шапрана (Новосибирск).
Цвет в фотографии – это не только возможность передать все оттенки окружающего мира, но и создание настроения, отображение внутреннего мира фотографа и его героя. Мы приглашаем Вас проследить эволюцию цветной фотографии от ее истоков до наших дней.
Выставка работает с 3 по 23 февраля 2016 года.