Россия в пути. Самолетом, поездом, автомобилем
О выставке
В Институте русского реалистического искусства работает выставка, посвященная теме транспорта в советской живописи. Time Out внимательно рассмотрел по одной картине каждого десятилетия с 1920-х по 1990-е, чтобы понять, как менялись образы самолета, поезда и автомобиля — символов мечты и будущего.
Константин Вялов. Милиционер. 1923
Виртуозной работе с композицией Константин Вялов учился у Василия Кандинского, Владимира Татлина и Аристарха Лентулова. Следуя их заветам, он скомбинировал элементы на холсте так, чтобы максимально четко передать главные идеи: неумолимость времени, за которую отвечает луна-циферблат, и непреклонность закона, которую символизирует жезл в руках постового. Небольшой кабриолет в левом нижнем углу здесь предстает символом движения.
Александр Самохвалов. Портрет летчика. 1933
Ленинградский живописец Александр Самохвалов — известный создатель образов «героев своего времени». Вузовцы, спортсмены, труженики — новые боги и богини на его работах предстают сильными людьми с крепко сбитыми фигурами и воплощают волевое и действенное начало. Такой же и летчик на этом полотне: напряженно вглядывающийся вдаль, мужественный и решительный, он готов противостоять любому противнику. Металлические тона картины намекают на стальные нервы и характер героя, а резкий ракурс — метафора движения в будущее, как будто на покорение рубежей, лежащих по ту сторону холста.
Александр Дейнека. Стихи Маяковского. 1955
Железная дорога — еще один символ новой жизни: именно по ней в середине 1950-х миллионы людей отправились на освоение целины, а образы вокзала и поездов тогда стали особенно популярны. Герои Александра Дейнеки едут в электричке с томиком стихов Маяковского. Ушедшая в народ фраза «И жизнь хороша, и жить хорошо» из его «Октябрьской поэмы» отзывается в каждой детали картины: идиллический пейзаж за окном и улыбающиеся пассажиры в радостном предвкушении долгожданного отдыха создают атмосферу безмятежного счастья.
Георгий Нисский. Над снегами. 1964
Холодное темное небо, низкий горизонт, узкая полоса заснеженной равнины и вертикали сосен обозначают бескрайний северный ландшафт, на фоне которого проносится огромный реактивный лайнер. Главный контраст к нему — маленькая лошадка с санями в левом нижнем углу, которая служит выражением прошлого и средством задания масштаба: самолет рядом с ней становится свидетельством покорения человеком пространства и времени.
Андрей Плотнов. До свидания, земляне! 1979
«Я на всю жизнь запомнил день 2 февраля 1965 года, — вспоминал Андрей Плотнов. — Мой друг, близко знавший Юрия Гагарина, привез его ко мне, и я в один сеанс написал портретный этюд этого удивительного человека и, несколько позже, своеобразный натюрморт, на котором изобразил его космические доспехи». Потом, чтобы доработать картину, художник общался с членами семьи космонавта и ездил на родину героя в Гжатск. Юрий Гагарин изображен в первые минуты после возвращения на Землю. На его лице сияет улыбка — именно этот образ первого космонавта в красном скафандре стал символом победы в освоении космоса и одним из знаменитых брендов СССР.
Семен Файбисович. МКАД, из цикла «Рейсовый автобус». 1984
Работа-предчувствие скорого распада СССР и появления «новой России»: пассажирка автобуса смотрит в окно, за которым поле золотой ржи — универсальный образ идеальной Родины. Художник намекает, что этот образ остается неизменным уже не первую сотню лет, и даже на излете советской власти мечты о счастливой стране выглядят все так же, как во времена Шишкина. В окне, за которым колосится рожь, видны отражения — тени прошлого. Это метафора того, что отправиться в будущее налегке невозможно: груз истории и воспоминания, во многом это будущее и определяющие, отправятся туда вместе с тобой.
Александр Петров. Светофор. Начало 1990-х
Еще одна работа, посвященная ситуации неопределенности начала
1990-х: светофор горит сразу во все стороны, все пути открыты, что впереди — неясно. Поэтому герои работы стоят в нерешительности, не зная, какую дорогу и какое будущее выбрать.