Советский модернизм — феномен культуры и дизайна XX века
О выставке
В галерее «Эритаж» открыта выставка советского дизайна 1950–1980-х годов, то есть времен советского модернизма. Time Out выяснил, почему не стоит выкидывать оставшееся с этого времени бабушкино трюмо и другую надоевшую мебель.
Предметы в экспозиции галереи «Эритаж» — кресла, софы, тумбочки и шкафы — это детали выставок «образцовых типовых интерьеров» 1950-х и 1960-х. Сама идея о массовом проектировании зданий и мебели появилась в декабре 1954 года, когда Хрущев выступил с заявлением о том, что все строительство последних 20 лет — это преступная растрата средств и неоправданные излишества. Враз отменив таким образом сталинский ампир, генсек провозгласил архитектурную перестройку и поставил две цели: дать отдельную квартиру каждой семье и построить и обставить ее максимально дешево — то есть по типовым проектам. Архитектура и дизайн при этом должны были четко отвечать функции, а вот эстетическая составляющая интересовала Хрущева меньше: он призывал только к простоте, лаконичности и правильным пропорциям, а декоративные элементы запрещались раз и навсегда.
Главным центром по разработке новой мебели был экспериментальный цех при Строгановской академии, где делались предметы для выставок идеальных интерьеров. Какие-то из них потом шли в тиражное производство, какие-то оставались только в нескольких экземплярах, но сами образцы всегда разбирались по квартирам организаторов и близких к ним людей. По словам владелицы галереи «Эритаж» Кристины Краснянской, сейчас этих предметов интерьера осталось очень мало. Да и типовая мебель той эпохи тоже скоро станет раритетом: в свое время большая часть страны вывезла ее на дачи, где она благополучно пропала. Сейчас, правда, кое-кто схватился за голову и с гордостью обставляет квартиры шкафами и столами, от которых еще 10 лет назад пытался избавиться: по словам Краснянской, тренд на мебель 1950–1960-х, уже 7 лет существующий на Западе, наконец-то дошел и до России.
В экспозиции представлены не только ставшие недавно востребованными предметы мебели второй половины ХХ века, но и работы художников-нонконформистов 1960–1980-х: Булатова, Васильева, Пивоварова, Мастерковой, Зверева, а еще фотография, скульптура и авторский фарфор и стекло. Выставляя мебель и искусство вместе, кураторы стремились целостно представить период, когда приоткрылся железный занавес, а советские художники и дизайнеры шли в ногу со своими западными коллегами. Кажется, им это вполне удалось.