Эрвин Олаф. Оммаж Луи Галле
О выставке
Современный фотограф Эрвин Олаф создал серию снимков по мотивам картины бельгийского живописца Луи Галле из собрания ГМИИ. Получилась смесь fine art и рекламных постеров.
На выставке всего восемь работ: вдохновившее Олафа полотно Луи Галле «Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна» 1863 года и произведения фотографа по его мотивам. Эрвин воссоздал саму картину, сделал серию парадных портретов ее героев и натюрморт в жанре vanitas, то есть «помни о смерти». Заказал работу замок Ван Гаасбек — именно им когда-то владел герой произведений граф Эгмонт.
История
Сюжет работы разворачивается в XVI веке, когда родные для Горна и Эгмонта Нидерланды были под властью Испании. Графы, правда, сначала были лояльны власти, служили в испанской армии и вообще поддерживали хорошие отношения с ее предводителем, королем Филиппом II. Позже испанцы увлеклись инквизицией, и Горн и Эгмонт, увидев ее губительность для экономики их страны, призвали остановить невыгодное самому же Филиппу разорение Нидерландов. Улаживать ситуацию приехал испанский герцог Альба, который миролюбиво предложил графам обсудить сложившееся положение, но при встрече взял их под стражу, обвинил в измене и ереси и обезглавил. Это событие, случившееся в Брюсселе в 1568 году, стало началом Нидерландской революции и борьбы за независимость. На картине Галле представлена финальная точка истории — прощание с останками двух графов.
«Последние почести останкам графов Эгмонта и Горна», 1863
Зачем Эрвин Олаф взялся воссоздавать произведение XIX века?
По мнению организаторов выставки, любое обращение современного искусства к образам искусства классического (а такое случается очень часто) — адаптация «незыблемых ценностей» в нашем пространстве, в котором эти самые ценности потеряны. У Олафа адаптация вышла вполне в духе времени: он превратил историю борьбы за независимость в пышный спектакль, в котором воссозданы мельчайшие детали костюмов и интерьеров. Сюжет он представил в идеальном «потребительском формате» — то есть с акцентом на идеальное исполнение и с любованием материальной стороной работы. Моралистский вывод напрашивается сам собой: вечные ценности борьбы за свободу, а также готовность пожертвовать собой за идею сейчас могут существовать только в виде костюмированной декорации или глянцевой поверхности, но не живых и способных действовать идей.
На верхнем фото: работа Эрвина Олафа