- Страна
- Норвегия
- Режиссер/Постановщик
- Йоаким Триер
- Длительность
- 109 мин.
- Премьера в мире
- 07 апреля 2016 г.
О фильме
Знаменитый военный фотограф Изабель Рид (Юппер), преданная своей профессии и ежедневно рискующая жизнью в горячих точках по всему миру, погибает в рядовой автокатастрофе. Спустя три года, еще пытаясь смириться с трагедией, муж (Бирн) и двое сыновей Изабель (Айзенберг, Друид) ведут собственное расследование ее, на их взгляд, таинственной гибели, полагаясь на свои противоречивые воспоминания о жене и матери. «Громче, чем бомбы» на примере трех поколений мужчин в одной семье рассказывает о хрупкости жизни и человеческих отношений, о том, как неготовность к окончательной утрате любимого человека может закрыть глаза на факты, переплести реальность и иллюзорное прошлое. Картина «Громче, чем бомбы» получила номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в 2015 году.
Актеры
Рецензия на фильм
Йоаким Триер снимает потерю близкого как незаживающую травму – и для персонажей, и для киноязыка как такового.
Джордан Рид (Гэбриел Бирн) пытается найти общий язык с сыном-подростком Конрадом – и как-то рассказать тому о своем романе с его учительницей. Сам Конрад напряженно переживает кризис переходного возраста – и, кажется, первую влюбленность. Его старший, взрослый брат Джона (Джесси Айзенберг) только что стал отцом и приезжает к родным, чтобы отвлечься от неизбежного стресса. Обычные, пожалуй, даже банальные превратности жизни мужчин трех поколений – но есть и еще одна личная драма, которая не отпускает ни одного из них: несколько лет назад Изабель Рид, жена, мать и звездный военный фотограф, разбилась в автокатастрофе. В нью-йоркской галерее вот-вот стартует ее ретроспектива. А значит, отцу и сыновьям Ридам, до сих пор тему трагедии избегавшим, все-таки придется столкнуться с утратой лицом к лицу. Сама покойница (Изабель Юппер) при этом не устанет навещать их воспоминания, мысли и сны.
Йоаким Триер постоянно разрывает повествование и прибегает к приемам, которых более сдержанные режиссеры обычно старательно избегают. Прошлое путается с фантазиями, реальность объективная – с персональными проекциями, не обходится даже без развернутого включения из онлайн-видеоигры. Поэтому «Громче, чем бомбы» ошеломляет зрителя, который вряд ли может быть готов как к валу эмоциональной информации, так и к немодному, уязвимому стилю этого фильма. Левитирующая в воображении сына, голая Изабель Юппер – это же пошлость? В вакууме – безусловно, да. В случае этого конкретного фильма – нет. Как не выглядят пошлостью остальные триеровские дерзости вроде монтажной нарезки-иллюстрации к дневниковому тексту одного персонажа или оживших снов других героев.
Все дело в том, чего Триер своим дерганым, рваным, бесстыжим фильмом добивается. Да, конечно, основной предмет его интереса – травма, которую невозможно изжить, и ощущение пустоты, куда сознание так отчаянно стремится вернуть покойного близкого человека. Но важнее – и именно поэтому «Громче, чем бомбы» оправдывает все свои завихрения, – что норвежский режиссер не меньше заинтересован и в поиске подходящего, правдивого для описания этой травмы языка. Утрата героев невосполнима – и неописуема средствами обычного реалистического кино. Поэтому Триер травмирует и саму структуру своего кино – это редкая режиссерская смелость и увлекательное, мощное зрелище.