Борщ и шампанское
О выставке
В ММОМА показывают коллекцию современного искусства из собрания галериста Владимира Овчаренко. Запивая борщ шампанским, он выстроил на выставке диалог между отечественными и западными авторами.
В экспозиции – живопись, скульптуры, объекты и видеоарт последних 30-40 лет. Овчаренко приобретал их в коллекцию, основываясь исключительно на своем вкусе. Time Out последовал его примеру и выбрал пять главных работ экспозиции. Среди них – и русские представители «лиги борща», и ответственные за игристое зарубежные авторы.
Тимур Новиков. Баскетбол. 1989
Огромные, 2х2 метра, текстильные коллажи – фирменный знак петербургского художника-легенды конца ХХ века Тимура Новикова. Сам он их любовно называл «тряпочками», а композицию строил везде одинаково – стык между двумя полотнищами традиционно обозначал горизонт. В этой работе так же: баскетболист отрывается от земли в крапинку и взмывает в гороховое небо. С помощью минимума средств художник идеально точно передает состояние невесомости: и мяч, и спортсмен, кажется, будут лететь вечно.
Константин Звездочетов. Артисты метростроевцам. 1991
Монументальная мозаика с героями «Кавказской пленницы» создавалась Константином Звездочетовым с прицелом на то, чтобы когда-нибудь оказаться в московском метро. Более того, изображение Труса, Балбеса и Бывалого по плану художника должно были обосноваться аж на наипараднейшей «Комсомольской»-кольцевой. Остальные герои произведений на этой станции – Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов, Михаил Кутузов и другие полководцы, а завершает этот ряд портрет Ленина. Создавая произведение комичного содержания, Звездочетов как будто иронично уравнял его незадачливых персонажей-злодеев и удостоившихся всяческого почитания героев русской и советской истории.
Трейси Эмин. People like you need to fuck people like me. 2007
Трейси Эмин – одна из когорты сверхпопулярных YBA, «Молодых британских художников» (стоит отметить, что молодыми они были в середине девяностых, когда этот термин и появился). Знаменита она своими предельно откровенными неоновыми надписями и инсталляциями. Сюжетами работ Эмин становятся темы, о которых обычно не распространяются: любовники и их количество, боль от расставаний, детские травмы, депрессия. «People like you need to fuck people like me» показательна в этом ряду: она тоже про одиночество и немного про страх и агрессию.
Александр Виноградов и Владимир Дубосарский. Снег. 2005
Главные художники российских нулевых хороши своим постоянством: все их работы можно описать популярным в те же 2000-е словом «позитив», переходящим в китч. Авторы, которые любят в своих работах соединять всех и вся – от священников до Энди Уорхола, – на этот раз показывают героя, который в бассейне в горах встречает снегопад. Кажется, это идеальный символ «сытого времени» десятилетней давности: и жизнь хороша, и жить хорошо!
Джонатан Мезе. Der Propagandist, 2005
Немецкий художник называет себя «экзорцистом от культуры», но тем не менее в работах нечистую силу не изгоняет, а, наоборот, призывает: там запросто могут встретиться Калигула, Сталин и нацисты, а еще Скарлетт Йоханссон, маркиз де Сад и Рихард Вагнер. Периодически Мезе отвлекается от высмеивания исторических и поп-героев и обращается или к абстракции, или к переосмыслению германской мифологии. «Пропагандист» относится как раз к последней теме. Экспрессионистская скульптура совмещает страх, подростковую агрессию и анархическую силу.