До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев
О выставке
В Еврейский музей привезли малоизвестные авангардные произведения со всей России — здесь оказались и Кандинский с Малевичем, и еще 58 авторов. Time Out отправился на выставку, чтобы выяснить, откуда они взялись и что все-таки в данном случае значит «До востребования».
Экспозиция заняла один зал Еврейского музея — показаны больше сотни живописных и графических работ русских авангардистов. Из 19 региональных музеев приехали разные авторы: от Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Любови Поповой и Марка Шагала до почти не знакомых ни экспертам, ни зрителям художников. Куратор Андрей Сарабьянов отбирал для экспозиции те произведения, которые не «замылили глаз» и до этого побывали не больше, чем на двух-трех выставках. Удалось найти даже малоизвестного Малевича — в Еврейском музее представлена его графика.
История региональных собраний авангарда началась в 1918 году. Василий Кандинский выступил с инициативой создания отдела ИЗО Наркомпроса, который должен был заняться созданием новых «Музеев живописной культуры». Молодое государство поддержало его идею и начало закупать работы у художников-авангардистов, чтобы потом разослать их по провинциальным музеям и там с помощью искусства насаждать дух нового мира и революции. Проект, правда, просуществовал только с 1918 по 1920 год, но за это время были закуплены 1926 работ у 415 авторов, и 1211 из них распределены по 30 музеям по всей России. «До востребования» — первый раз, когда эти работы собираются вместе.
Кандинский В. В. Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин
Конечно, масштабные экспозиции авангарда прежде устраивали и Русский музей, и Третьяковка, но они показывали в основном работы из своих фондов, а другие институции привлекали по минимуму. Выставки, объединявшие сразу несколько коллекций, обычно были экспортным вариантом: с конца 1980-х авангард из российских собраний гастролировал по миру, от Аргентины до Японии. Из-за этого ситуация, когда картины из отечественных музеев регулярно вывозятся за границу, а в России вообще не выставляются, стала вполне обычным делом. Например, Андрей Сарабьянов рассказывал, что картина Ольги Розановой «Бубновая дама» из Нижегородского музея за последние годы 23 раза была «на гастролях» за рубежом, а вот в России ее никто и не видел.
«До востребования» в таком случае становится не метафорой, а точным отражением существующего положения дел: многие работы выдающихся авангардистов хранились в запасниках региональных музеев и в России особого внимания не привлекали. Теперь они наконец стали востребованы. Судя по трем тысячам человек на открытии выставки — даже более чем.
На верхнем фото: Розанова О. В. Натюрморт (Розовые цветы)