О фильме
Картина рассказывает о жизни Антона Чехова в один из самых насыщенных и тяжелых периодов его биографии – с 1885 по 1890 год. В это время писатель расцветает как мастер малой прозы (тогда написана, например, «Лошадиная фамилия»), пишет пьесу «Иванов» и знаменитую повесть «Степь», разрывается между литературой и медициной, в итоге бросая второе, получает Пушкинскую премию, знакомится с Ликой Мизиновой, которой предстоит без памяти и без ответа влюбиться в гения, теряет брата Николая, едет на Сахалин, где в своей болезни достигает точки невозврата. Биографическая драма «Антон Чехов» – последний фильм француза Рене Фере, режиссера и сценариста «Торжественного причастия» 1977 года, номинированного на каннскую «Золотую пальмовую ветвь». В российский прокат фильм выходит в годовщину смерти режиссера.
Актеры
Рецензия на фильм
В меру занимательный портрет классика на грани славы — правда, в формате качественно проиллюстрированной статьи из Википедии.
1885 год. В скромном доме семьи Чеховых — пара незваных гостей, специально приехавших из Петербурга, чтобы увидеть человека, скрывающегося под псевдонимом Антоша Чехонте. Многочисленные братья Чеховы смеются над приезжими, еще не зная, что познакомиться с талантом явились светила русского литературного мира, писатель Григорович и редактор Суворин. Вскоре Антона Чехова (Николас Жиро) ждет большой успех — сам он, впрочем, в этом так не уверен. Врачебная практика, гордая бедность и чахотка кажутся куда как более однозначной перспективой.
Скромный, камерный почти до театральности последний фильм скончавшегося год назад французского тайного классика Рене Фере ограничивается пятью переходными годами в жизни классика русского. Впрочем, Фере лишь сгущает до пятилетки традиционный биографический канон, в остальном с ним не экспериментируя. Неизбежны упрощения: поэтому Чехов выглядит здесь прежде всего симпатичным чудаком, привлекающим женщин, но почему-то не способным всерьез их любить, легко пишущим («по рассказу в день»), но не уверенным в амбициях. Смерть брата, знакомство с Толстым (сын Алехандро Ходоровского Бронтис), сахалинские знакомые, девушки — все проходит по касательной, будто бы не трогает ни зрителей, ни самого героя. В сущности, драма в фильме Фере кроется только на литературном фронте — осмысленнее всего здесь звучит линия об обретении писательской уверенности, подлинного голоса. Такого в статье из Википедии не прочтешь — жаль, что как и множество других байопиков, именно масштаб, детали, миллионы удовольствий от предмета повествования, чеховского литературного таланта, этот фильм передать не в силах. Для этого ничто, правда, не мешает взять с полки книжку.