От Елизаветы до Виктории
О выставке
В Третьяковку привезли 49 картин из собрания лондонской Национальной портретной галереи. На них — главные деятели британской политики, культуры и науки последних 300 лет. Time Out описал истории пяти героев: королевы, куртизанки, художника, архитектора и писателя.
Натаниел Хоун. Портрет Китти Фишер. 1765
Первая it-girl в истории, Китти Фишер была самой известной лондонской куртизанкой XVIII века. Своих занятий она не скрывала, но современники все равно ей восхищались, а молодые женщины копировали ее прически и наряды. Известной Китти стала благодаря вниманию прессы, хотя никаких особых заслуг, кроме красоты и хорошего вкуса, у нее не было. Правда, непостоянные журналисты не только ее превозносили, но и любили поливать грязью: как-то Китти ездила верхом в парке и упала с лошади. Пресса тут же разразилась шутками насчет «падшей женщины». Но девушка нанесла ответный удар — она позировала для портрета Джошуа Рейнольдсу, самому известному в то время английскому живописцу, потом с картины сделали отпечатки, и их тысячами раскупали восторженные фанаты. Известность принесла свои плоды: в 25 лет Китти вышла замуж за члена парламента Джона Норриса (правда, умерла от туберкулеза спустя всего 4 месяца). Смерть ее тоже обсуждала пресса — и толпа. Внимание последней видно даже в этом портрете кисти Натаниела Хоуна: в аквариуме рядом с Китти отражается окно, в которое заглядывают любопытствующие.
Маркус Герартс Младший. «Портрет Елизаветы I (Портрет из Дичли)». Ок. 1592
Королева, которая так и не вышла замуж и до самой смерти утверждала, что невинна, была дочерью Генриха VIII и его второй жены Анны Болейн. Родилась она по их большой любви, но все ждали наследника, поэтому неугодную девочку отослали из Лондона с глаз долой. Отец относился к ней с безразличием, а когда Елизавете было три года, и вовсе казнил ее мать за измену. После этого Генрих сменил еще трех жен и в результате все-таки обзавелся сыном — Эдуардом VI. Тот вскоре после восшествия на престол скончался. Умерла и следовавшая за ним в списке наследников Кровавая Мэри. Третьей в листе претендентов на звание монарха была Елизавета. «Господь так решил. Чудны дела Его в наших глазах», — сказала эта 25-летняя девушка после смерти Мэри, взяла Англию в свои руки и обеспечила ей золотой век: страна отбила у Испании звание главной морской державы, основала свое первое поселение в Северной Америке и избежала многих войн. Во внутренней политике Елизавету тоже ждал успех — она почти помирила вечно враждовавших тогда в Англии католиков и протестантов, а еще обеспечила взлет культуры. Королева покровительствовала театру и даже сама участвовала в любительских спектаклях, а в 1582 году создала труппу, в которую входил Уильям Шекспир.
Годфри Неллер. Портрет Кристофера Рена. 1711
Архитектор, чьи постройки в историческом Лондоне находятся чуть ли не на каждом углу, изначально был известен как астроном и математик. Но в 1666 году в английской столице произошел грандиозный пожар, и именно Рен первым выступил с планом восстановления города. Он разработал новую планировку и сам наполнил ее зданиями: по его проектам только церквей было построено больше 50, а кроме них — госпитали, библиотеки и еще десятки зданий. Самым знаменитым детищем Рена стал собор Святого Павла в Сити: именно на его план архитектор опирается на портрете.
Ремси Ричард Рейнагл. Портрет Джона Констебла. Ок. 1799
Констебл сейчас считается одним из величайших английских пейзажистов. Однако особого успеха при жизни он не имел, потому что обращался к бытовым сценкам — в то время как в моде в начале XIX века были классические итальянские виды с руинами. Англичане при жизни не жаловали Констебла: за все время на родине он продал только 12 картин. Чтобы свести концы с концами, художнику, который после смерти жены один растил семерых детей, приходилось преподавать в Академии историю пейзажной живописи. Правда, делал он это с успехом: лекции пользовались огромной популярностью, и ученики его обожали.
Соломон Джозеф Соломон. Портрет Джерома К. Джерома. Ок. 1889
Автор знаменитого романа «Трое в лодке, не считая собаки» к успеху пришел не сразу: до того, как стать известным писателем, он успел поработать сборщиком угля на железной дороге и актером низкобюджетных постановок. В детстве же Джером пережил десятки визитов кредиторов: его семья была в долгах из-за неудачных инвестиций. Все эти мрачные события он тем не менее с юмором описывает в своих книгах: мемуарах «Моя жизнь и эпоха», новелле «На сцене и за сценой» и романе «Школьные годы Поля Келвера». Правда, ни одна из них не сравнилась с успехом «Троих в лодке». История о путешествии трех друзей стала такой популярной, что за год после публикации количество лодок на Темзе увеличилось вдвое, а сама река стала местом паломничества туристов.