Море в огне
4.0/5

Море в огне (2016 год)

Fuocoammare   12+

Страна
Италия
Режиссер/Постановщик
Джанфранко Рози
Длительность
114 мин.
Премьера в мире
14 июля 2016 г.

О фильме

Фильм «Море в огне» итальянского документалиста Джанфранко Рози, обладателя двух премий Венецианского кинофестиваля за ленту «Ниже уровня моря» (2008) и «Золотого льва» за картину «Священная римская кольцевая» (2013), рассказывает и жизни островитян сицилийской Лампедузы на фоне европейского миграционного кризиса: тысячи людей из Африки пересекают Средиземное море в попытке убежать от войн и голода, и многие из них тонут в переполненных лодках, так и не добравшись до берега. Трагедии показаны глазами жителей Лампедузы, в центре сюжета – двенадцатилетний сын местного рыбака и врач, лечащий беженцев. «Морю в огне» вручили «Золотого медведя» на Берлинале-2016.

Рецензия на фильм

Победитель Берлинского фестиваля – сокрушительная документалка о жизни на передовой миграционного кризиса.

Какую роль может сыграть кино в осмыслении миграционного кризиса, сотрясающего Европу? Итальянский документалист Джанфранко Рози (выигрывавший «Золотого льва» Венеции с предыдущим фильмом «Священная Римская кольцевая») провел два года на сицилийском острове Лампедуза, чтобы снять «Море в огне», вдумчивый, выдающийся портрет места, которое за последние годы превратилось в главный перевалочный пункт следующих из Африки в Европу беженцев. Фильм Рози частично представляет собой репортаж с этой передовой – мы увидим жуткие сцены спасения на водах и обнаружения в трюме утлого суденышка десятков трупов мигрантов из Сирии, Эритреи, Нигерии. Но «Море в огне» предоставляет и выразительный, тщательно выстроенный контраст для этих шоковых эпизодов – Рози то и дело отвлекается от кораблей и центров содержания беженцев, чтобы всмотреться в жизнь простых обитателей Лампедузы, прежде всего, шебутного местного мальчишки Самуэле. Вот пацан мастерит самодельную рогатку, вот приходит к окулисту из-за проблем с глазом, а вот своей повседневной жизнью заняты врач, диджей локальной радиостанции, рыбак, пенсионерка и так далее.

Поначалу зритель обречен задумываться, не слишком ли много времени Рози тратит на Самуэле и его соседей – в сравнении с предположительно главными в этой киноконструкции беженцами, чья жутковатая просьба о помощи раздается в радиорубке береговой охраны. Но на деле через сцены, посвященные местным жителям, режиссер, аккуратно, грамотно выстраивая амплитуду зрительских эмоций, только подводит к теме мигрантов – чтобы раскрыть ее с болью и точностью, которых не достичь средствами традиционных репортерских приемов. Так трагедия бегства одних людей из собственного дома только усиливается благодаря эпизодам обыденной, одомашненной жизни других. Этот контраст Рози устанавливает без лишнего надрыва и пафоса, со спокойствием поэта от кино доказывая, что все жизни одинаково важны – и заслуживают равного интереса, внимания и сострадания.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa