Единомышленники
О выставке
Оказывается, российские коллекционеры собирают международных художников-звезд. На выставке в «Гараже» представлены работы Синди Шерман, Джеймса Таррелла, Роберта Раушенберга и еще 13 топовых авторов из российских частных собраний. Сокураторами экспозиции стали четверо посетителей музея с разными формами инвалидности — их и назвали «единомышленниками».
Единомышленники участвовали в подготовке выставки на всех этапах: обсуждали с кураторами концепцию, отбирали работы, продумывали архитектуру и интерпретировали произведения — их комментарии расположены на специальных стендах вместе с искусствоведческими текстами. Рядом с ними — тактильные модели объектов и их звуковые описания для незрячих, а также видеокомментарии на жестовом языке для глухих.
Первая работа на выставке — «Страус» Маурицио Каттелана. Чучело птицы, засунувшей голову в песок, метко иллюстрирует распространенное в России отношение к людям с инвалидностью, то есть коллективное желание сделать вид, что их просто нет. Впрочем, проблема «побега из реальности» актуальна и для самих людей с особыми потребностями. Единомышленник Полина Синева пишет комментарий к работе, в котором призывает не закрываться от мира: «Если слишком долго держать голову в песке, она может разложиться. Реальность иногда может не нравиться, но в ней хотя бы есть воздух».
Маурицио Каттелан «Страус»
Тему воздуха продолжает произведение американца Джейсона Роудса — в пространстве одного из залов парят десятки разноцветных неоновых слов. Все они — синонимы слова «вагина» на английском: с помощью провокации Роудс отстаивал право художника на радикальную свободу самовыражения.
Джейсон Роудс. Без названия (из цикла «Моя Медина. В поисках своего эрмитажа»)
Еще одно провокационное произведение — живопись представительницы движения «Молодые британские художники» Дженни Савиль. На двухметровом холсте она изображает обнаженную с гротескно преувеличенными формами. Работа развивает идею выставки: показывая тело, не вписывающееся в канонические понятия красоты, Савиль критикует принятые нормы того, каким должен быть человек.
Дженни Савиль «Заклейменная»
Неподалеку от Савиль выставлены фотографии Синди Шерман, одной из самых влиятельных в мире художниц последних 40 лет. В «Гараже» показывают два снимка из серии «Кадры из фильмов без названия», в которой Шерман перевоплотилась в 70 канонических женских образов — домохозяйка, скромная студентка, кинодива — и сфотографировала сама себя. В результате получились как будто кадры из фильмов, но на самом деле Шерман пыталась показать систему клише, присутствующую в нашей визуальной культуре.
Организаторы выставки не только дали возможность высказаться «единомышленникам», но и предложили это зрителям: часть инфостендов — белые доски с привязанными к ним фломастерами и вопросами для размышлений. Рядом с работами Шерман и Савиль — «Что значит быть (не)красивым?». Среди ответов есть утверждения о том, что быть красивым — это «принять себя», «быть собой», «быть радостным», вопрос «а кто это определил?» и возглас «все это условно!». Кажется, российское общество все-таки движется к толерантности и освобождается от стереотипов. Во всяком случае, посетители «Гаража» — точно.