Вам и не снилось
О выставке
В павильоне «Радиоэлектроника» на ВДНХ открылась выставка, посвященная процессу производства фильмов. Здесь можно узнать, как в кино имитируют звук битвы на шпагах, снимают сцены с десятками мертвецов и манипулируют зрительским вниманием с помощью монтажа.
Создатели выставки «Вам и не снилось» взялись объяснить, как устроено российское кино, и рассказать историю его производства – от замысла до проката. Сделали они это с помощью десяти тематических зон, каждая из которых представляет или киношную профессию, или этап продакшена.
Неожиданно самая популярная зона – та, что посвящена работе звукооператора. Оказывается, даже сейчас при всех компьютерных технологиях многие звуковые эффекты делаются по старинке – в тонателье, наполненном бытовыми предметами. Тут же на выставке такое ателье и воссоздано: перед экранами, транслирующими отрывки фильмов, разложены материалы, которыми предлагается постучать или погудеть – все это запишется на микрофон и тут же станет частью картины. Так, зрители самозабвенно шуршат полиэтиленом, озвучивая треск сучьев в костре, стучат половинками кокосов по гальке, имитируя стук лошадиных копыт, или звенят друг о друга вилками, чтобы получить звуки битвы на шпагах из «Трех мушкетеров».
Другая интерактивная зона – «Монтаж». Тут в окружении аппаратов для склейки пленок объясняется, как с помощью чередования разных планов и других приемов из сырого съемочного материала получается настоящий фильм. Еще в 1920-е годы режиссер Лев Кулешов понял, что монтаж может полностью менять смысл и настроение кадров: он провел эксперимент, где следом за крупным планом актера Ивана Мозжухина показывал или тарелку супа, или мертвого ребенка, или девушку на диване. Выражение лица актера не менялось, но зрители увидели в нем поочередно голод, скорбь и вожделение.
Попробовать самостоятельно перемещаться между планами можно на представленном в зоне «Монтажа» примере: на видео живописец работает над полотном, а зрителям предлагается переключаться между пятью снимающими его камерами и увидеть общий план, портрет художника или его картину. С каждым следующим переключением сцена выглядит абсолютно по-другому.
Открытия продолжаются в вотчине «Художника». Тут, понятное дело, костюмы: в том числе куртка Данилы Багрова из «Брата» и фраерские клеши Остапа Бендера из «12 стульев». Но самое интересное – это кукольные макеты. С помощью системы motion capture в фильм давно можно «подселить» сгенерированных компьютером существ любой сложности и в любом количестве, но, согласно исследованиям компании Tobii, зрителей все равно больше привлекают лица актеров и реальные предметы, а нарисованные на компьютере миры часто остаются в «слепой зоне». Так, при съемках фильма-катастрофы «Метро» десятки мертвецов в сценах крушения поездов были сделаны с помощью кукол. На выставке эта гора «мертвяков» занимает отдельный стол – одновременно завораживающее и пугающее зрелище.
Оценить правдоподобие результата «Метро» на выставке не получится, зато можно посмотреть десятки других фильмов в зоне «Режиссер» – тут кураторы собрали отрывки из работ культовых отечественных авторов, демонстрирующие их фирменные приемы: долгие монтажные планы Тарковского, быструю смену кадров у Эйзенштейна и мизансцены Параджанова.
А в зале «Сценарист» среди расставленных печатных машинок, на которых были написаны известные сценарии, крутят фильмы: от ужасов до сказок и исторических драм – организаторы показывают разнообразие российского и советского кино. Выходишь оттуда с явной ностальгией. Хочется прийти домой и тут же начать пересматривать «Полосатый рейс», «Белое солнце пустыни» и «А зори здесь тихие» – их архивные афиши провожают посетителей в вестибюле.