Демон. Вид сверху
- Режиссер/Постановщик
- Дмитрий Крымов
О спектакле
Изобретательный перформанс по мотивам мировой культуры, с использованием ведер с красками, кистей и рулонов белой бумаги.
Этот «Демон» не имеет к Лермонтову почти никакого отношения. Дмитрий Крымов со своими студентами-сценографами из РАТИ сочинил историю «по мотивам» мировой культуры, от потопа до наших дней, используя ведра с красками, кисти, рулоны белой бумаги и простые предметы. Мир вырастает из того, что лежит под ногами в прямом смысле этого слова. Гоголя, сжигающего второй том «Мертвых душ», можно вырезать из бумаги и склонить над тазиком с водой, «подавая» ему пламенеющие страницы. Показать, как именно дух изгнанья летал над грешною землей, можно в анимационном фильме собственного изготовления. Имея под рукой пластинки, перчатки и черный скотч, можно соорудить коллаж из подсолнухов, а потом, пририсовав вазу, указать росчерком кисти авторство картины — Vincent. Из подобных аппликаций-перформансов, иллюстрирующих бессмертное, состоит весь двухчасовой спектакль.
О биографии Тамары — простой грузинской девочки — из крымовского спектакля можно узнать гораздо больше, чем из поэмы Лермонтова. Оказывается, она любила кататься на велосипеде, играла на скрипке и занималась балетом. Авторы сильно скоррективали сюжет: ее суженого вовсе не догнала злая пуля осетина — джигит, как положено, приехал жениться. Точнее, не совсем он — приехала бурка с журнальной обложкой вместо лица, с которой Тамаре улыбался Юрий Гагарин.
Дмитрий Крымов со своими воспитанниками сознательно делает театр сценографа и художника: изобретательности его студентам не занимать, но вот только самого существования актера здесь не предполагается. Так что когда в финале Тамара и Демон начинают петь дуэт из оперы Рубинштейна, то выглядит это как если бы запели картины в «Эрмитаже».
Это уже не первый спектакль, который Дмитрий делает в подобной «технике» со своими студентами. Интерес к этим работам у публики и критики изрядный — в прошлом году их «Недосказки» даже номинировались на «Золотую Маску». Постановки этой гитисовской мастерской напоминают эксперименты питерца Андрея Могучего, тоже мастера перформанса и большого любителя копнуть мировой культурный слой поглубже. А в Москве такое в дефиците — так что смотреть чудесные фантазии Дмитрия Крымова стоит по отдельности и всей семьей. Для воспитания вкуса.