- Страна
- США
- Режиссер/Постановщик
- Оливер Стоун
- Длительность
- 134 мин.
- Премьера в мире
- 21 июля 2016 г.
- Премьера в России
- 15 сентября 2016 г.
- Бюджет
- $40 000 000
- Сборы, в мире
- $37 357 216
- Сборы, в России
- $1 186 410
О фильме
Биографический политический триллер Оливера Стоуна основан на двух книгах: «Файлы Сноудена: История самого разыскиваемого человека в мире» Люка Хардинга и «Время спрута» Анатолия Кучерены, адвоката Сноудена. В 2013 году бывший патриотичный сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден (Гордон-Левитт) сливает газетам секретную информацию о глобальной слежке американских спецслужб за гражданами США и других государств. Превратившись для власть имущих в шпиона, а для общественности – в предателя и героя, лишившись будущего и опасаясь за свою жизнь, Эдвард вынужден бежать из страны в страну в поисках политического убежища.
Актеры
Рецензия на фильм
История Эдварда Сноудена становится неожиданно скучным фильмом в руках Оливера Стоуна.
Режиссер Оливер Стоун еще недавно был одним из самых последовательных провокаторов в американском кино – яростным критиком статус-кво и мнимых фактов, проповедником теорий заговора («Дж.Ф.К.: Выстрелы в Далласе») и певцом мизантропии («Прирожденные убийцы»). Поэтому и от его фильма об Эдварде Сноудене, бывшем программисте ЦРУ, который раскрыл миру гостайну о тотальной слежке спецслужб и сбежал из США в Россию, ждали потрясения – экранных шума и ярости, сюжетных откровений и небанального взгляда на самого героя.
Тем неожиданнее сообщить, что «Сноуден» получился до боли смирным, даже невзрачным. Стоун не рискует – и показывает Сноудена (монотонный Джозеф Гордон-Левитт) тихим неприметным ботаником-интровертом, примечательным разве что кубиком Рубика, который он то и дело крутит в руках. Да, возможно, сам Сноуден именно таков – и потому был так обаятелен в оскароносном документальном портрете Лоры Пойтрас «Гражданин четыре». Но в контексте игрового триллера эти качества герою на пользу не идут – его суть неизбежно размывается, за ним попросту не очень интересно наблюдать. Даже «Хакеры», положа руку на сердце, были увлекательнее.
С каких пор Стоуна, этого мастера кино, понятого, как агитплакат, так волнует правдоподобие? Его сценарий, написанный на основе дотошного изучения фактов и девяти встреч со Сноуденом в Москве, занимает однозначную позицию – но любую авторскую дерзость и протестный запал здесь душит на корню серость главного героя. Подлинная страсть в «Сноудене» обретается на периферии. Вот Николас Кейдж не без эксцентрики играет немного чокнутого профессора-црушника, верного идеалам Кеннеди. Вот Рис Иванс мурлычет в роли ментора Сноудена так ехидно и угрожающе, что, кажется, играет злодея из бондианы.
Это неплохие роли и нормальные режиссерские решения – вот только они никак не сочетаются со скучной, бескомпромиссной фигурой в центре фильма. Сноуден предстает твердокаменным патриотом, чьей самой универсальной проблемой оказывается слишком либеральная подружка (Шэйлин Вудли в одномерной и усугубленной бессмысленной постельной сценой роли). Стоун проводит героя через армейскую подготовку и коридоры власти к скандальному разоблачению и московскому изгнанию – но его фильм застревает где-то между документальной правдой того же «Гражданина четыре» и адреналиновыми удовольствиями подлинных шпионских триллеров вроде кино о Борне. Уж чего-чего, а того, что Оливер Стоун вдруг забудет простую режиссерскую истину о том, что уж лучше полная ложь, чем полуправда, мы не ждали.