- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Алексей Мизгирев
- Длительность
- 110 мин.
- Премьера в мире
- 9 сентября 2016 г.
- Премьера в России
- 29 сентября 2016 г.
- Бюджет
- ₽725 000 000
- Сборы, в мире
- $6 101 904
- Сборы, в России
- $6 012 377
О фильме
Российская империя, XIX век. Отставной офицер, выдающийся стрелок Яковлев (Федоров), по слухам некогда проклятый и теперь бессмертный, зарабатывает на жизнь участием в дуэлях, на которых он стреляется вместо одного из участников. Когда-то давно Яковлев не смог отстоять свою собственную честь и был отправлен в ссылку на несколько лет. Вернувшись в Петербург, он заключает контракт с влиятельным графом Беклемишевым (Машков): граф выбирает жертв, Яковлев легально убивает их на подставных дуэлях. Цель дуэлянта не в деньгах – он хочет отомстить своим обидчикам. Влюбившись в Марту (Хлынина), сестру очередного заказа, Яковлев вынужден выбирать между любовью и местью. «Дуэлянт» Алексея Мизгирева – участник МКФ в Торонто 2016 года.
Актеры
Рецензия на фильм
Лютая драма об устройстве русской души, притворяющаяся костюмным блокбастером.
«Не молись за меня. Мне не помогает», – извергает в начале «Дуэлянта» его главный герой, человек сложной судьбы Яковлев (Петр Федоров). Может, и не помогает, но и явно не вредит: Яковлев в Петербурге уже три месяца — и уже убил на дуэлях пятерых дворян. Ни с кем из убитых он при этом даже не был знаком: в поединках непобедимый бретер участвует по соображениям не чести, но заработка, за большой гонорар выполняя, в сущности, элементарный заказ на легитимизированное дуэльным кодексом убийство. Это, впрочем, не значит, что чести у стрелка нет — есть, причем много лет назад поруганная. Обидчик — инфернальный граф Беклемишев (Владимир Машков) — обитает в тех же петербургских дворянских кругах, и его с жертвами Яковлева тоже кое-что объединяет.
«Дуэлянт», конечно, притворяется большим костюмным блокбастером, размашистым и дорогостоящим пополнением библиотечки киноприключений. Но именно что притворяется; сомнения в легкомысленности нового фильма Алексея Мизгирева появляются почти сразу — как только камера начнет предпочитать всем возможным ракурсам нижний, покорно вжиматься в грязь питерских улиц или холодный мрамор дворцовых полов, взирать на героев с позиции не то бьющего челом, не то и вовсе раба. Мизгирев, автор таких похоронок бездне русской жизни, как «Конвой» и «Бубен, барабан», в самом деле больше увлечен вовсе не простеньким на поверку сюжетом о смертельной ссоре двоих дворян или историческим правдоподобием костюмов и декораций (они здесь подчеркнуто гротескны — и даже дождь в Петербурге 1860-го не прекращается никогда). Нет, Мизгирев продолжает искать язык для выражения немой боли, необъяснимо сковывающей русскую душу, и бездны, которая эту душу то и дело обступает. «Дуэлянт» при этом, кажется, впервые в карьере режиссера находит возможность для освобождения от этой классической русской хандры, одной на всех национальной обиды — обнаруживается она в том преображении, что в самом финале ждет даже не героев, но камеру: униженная и опущенная до этого, тут она вдруг взмоет на уровень хотя бы глаз, призывая перестать клониться к земле и зрителя. Время встать прямо.