Девушка с косой – выставка Ульяны Подкорытовой
О выставке
Художник Ульяна Подкорытова открывает зрителям двери в Храм Великой Русской Косы, в котором она прихожанин, иерей, звонарь и дух святой — едина во всех лицах.
Религия, которую исповедуют в этом храмовом комплексе — сплошь выдумка художника и ее внутренняя мифология. В этом вымышленном пантеоне богов русая девичья коса — главный тотем, который Ульяна Подкорытова бесконечно плетет, лепит, рисует, снимает в кино и никак не может отрезать.
Впервые коса возникла два года назад в ее короткометражном фильме «Двоеверие» (Каннский фестиваль-2016). Его героини — полиционерши, живущие в лесу, верят не только в бюрократию, но и в силу шаманского обряда. Они варят дома и борщ и приворотное зелье и управляют своими странными лесными тотемами, один из которых — девушка с двухметровой косой.
«После этого видео меня будто зациклило, — рассказывает Ульяна. — После съемок появился новый проект «Ловушка» про то, как новые идеи предвосхищают навязчивый образ. И снова — коса. Мой навязчивый образ — вот эта странная косица. Ты не можешь прийти к новой идее, пока тебя он окончательно не достал. Либо он меня скоро покинет, либо превратится в авторский почерк».
Ее особое отношение к русскому, народному и традиционному — родом из детства. Всю жизнь ее родители собирают архангельский и пинежский фольклор, рисуют матрешек, лепят глиняные свистульки и создают музеи русского лубка. Прочно осев в душе юной художницы, этот бэкграунд впоследствии вылился в слишком персонализированный жанр русского народного сюрреализма.
Сама художник шутит, что психологически отделаться от русской традиции с такими «фольклорными инициалами» — Ульяна Подкорытова — у нее уже никогда не получится. Но она предпочитает называть себя скорее географически ориентированным художником.
В самом названии выставки — «Косая» — угадывается игра со смыслами. С одной стороны, Косая — имя собственное, это персонаж комиксов, которыми Подкорытова на манер древнерусской росписи разрисовывает деревянные дощечки.
Используя присующие фольклору игровые, праздничные, обрядовые и ироничные интонации, Ульяна Подкорытова, возможно, могла бы быть вписана в традицию «фольклорного сознания» ряда художников 70-х (Ирина Затуловская, Ростислав Лебедев, Константин Звездочетов, Георгий Литичевский).
Кстати, тетя Ульяны, тоже народный художник, в три года «завербовала» племянницу в фольклорный хор. С тех пор Подкорытова сбивает зрителя с ног своим низким, напоминающем одновременно Адель, Ширли Бейси и Нину Хаген голосом, и ни одна ее выставка не обходится без вокального перформанса. В этот раз художник обещает исполнить авторскую мессу под электроорган.
Выставка Ульяны Подкорытовой «Косая», площадка СТАРТ на Винзаводе, 25 октября – 20 ноября