- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Ким Дружинин, Андрей Шальопа
- Длительность
- 105 мин.
- Премьера в мире
- 2 ноября 2016 г.
- Премьера в России
- 24 ноября 2016 г.
- Бюджет
- ₽150 000 000
- Сборы, в мире
- $6 457 240
- Сборы, в России
- $6 346 968
О фильме
Базирующийся на реальном подвиге советский миф о том, как 28 героев-панфиловцев из 316-й стрелковой дивизии под командованием генерал-майора Ивана Панфилова 16 ноября 1941 года в битве под Волоколамском, всего в 100 километрах от Москвы, ценой собственных жизней остановили 18 немецких танков, в первозданно-романтизированном виде был перенесен на большой экран режиссерами Кимом Дружининым и Андреем Шальопой, в 2008-м вместе снявшими ужастик «Поймать ведьму». Военная драма «28 панфиловцев» по сценарию Шальопы сосредотачивается в первую очередь не на исторической достоверности события, а личностях и непростых взаимоотношениях бойцов.
Актеры
Рецензия на фильм
Фильм-символ линии партии в современном русском кино, который получился не стыдным, но и не выдающимся.
Партия сказала «надо», комсомол ответил «есть» — что бы ни говорили про народный характер финансирования «28 панфиловцев», понятно, что ни один другой фильм так хорошо не подходит под выбранную государством линию воинственного патриотизма. Парадокс, впрочем, в том, что сам фильм от политики на поверку максимально дистанцируется. Вот собранные со всего Союза будущие панфиловцы проводят первую треть картины в подготовке к бою — роют траншеи, атакуют макет танка, метают на дальность муляжи гранат. Вот на их позицию начинают переть немецкие танки — бесконечной армадой, а оставленные последним рубежом перед Москвой солдаты начинают их жечь. Вот они не хотят героически умирать («За родину жить треба») — а все же придется, подвиг есть подвиг.
Выбрав эту емкую структуру — история боя и ничего больше — «28 панфиловцев», конечно, ловко уворачиваются от возможных претензий разоблачителей мифов (собственно, спорная цифра 28 здесь обозначена только как число оставшихся в живых солдат на момент последней связи со штабом). Проблема в том, что аккуратно придерживаясь официальной версии событий у разъезда Дубосеково, фильм будто бы забывает, что для кино вообще-то не имеет никакого значения, сколько ему в подкорку вшито исторической правды, полуправды или лжи — а также насколько дотошно реконструированы в кадре модели танков и форменной одежды (тут к «Панфиловцам» не придраться). Куда важнее убедительность того вымысла, что должен помочь зрителю понять персонажей, проникнуться их заботами и чаяниями — иначе невозможно будет проникнуться и подвигом. Увы, как раз здесь фильм Шальопы и Дружинина домысливать отчаянно боится — сколько бы ни было на самом деле участников боя у Дубосеково, в кино ни один из них так и не получает полноценного характера, мыслей, воспоминаний. Все, что доверяют своим персонажам авторы — проявляться в неестественных, многочисленных строчках окопных диалогов, все из которых сводятся к бретерскому комментированию происходящего. Без живых человеческих историй фильму остается только героическая смерть, без нормальных персонажей — натурщики для памятника, в каковой оставшихся в живых солдат режиссеры и превращают в финале одной монтажной склейкой. Кино — этому самому подвижному из искусств — такой монументальный стазис, конечно, идет не очень.