Рон Арад
О выставке
Выставка израильского дизайнера, которого называют «человеком из стали».
Кто такой Рон Арад?
Рон Арад родился в Тель-Авиве в 1951 году, но вот уже лет 30 работает в Лондоне. В британскую столицу дизайнер приехал в 1973-м: учиться в школе Архитектурной ассоциации. И решил не возвращаться на родину. Уже в 1981-м он открывает в Лондоне первую фирму One Off Ltd, которая, впоследствии, обрела гордое название Arad Associates. Поначалу Арад экспериментирует с отходами производства и промышленными деталями, но уже в начале 80-х обращается к стали, алюминию и полиамиду, которым не изменяет до сих пор.
На что похожи его работы?
Скажем прямо, листовой металл — не самая уютная находка для интерьера, поэтому работы Арада часто принимают за скульптуры. Например, на московскую выставку приехала масштабная конструкция под названием Free Standing China — далеко не каждый поймет, что перед ним вовсе не арт-объект с политическим подтекстом, а книжная полка.
Есть на выставке и другая мебель — угловатое кресло по имени 2RNot и диван D-sofa, плавный, серебристый, самодостаточный и без чьих-то усталых задов — на такую мебель и присесть неловко. Правда, самого Арада такой подход раздражает: он не раз отстаивал не только эстетические достоинства своих работ, но и функциональные. «Разве эти кресла кричат «Посмотрите на нас, мы — скульптура?». По-моему, на них просто удобно сидеть», — однажды заметил дизайнер.
Визитная карточка Арада — композиции из расплюснутых «Фиатов»
В хрестоматийной серии Pressed Flower Арад отправил под пресс миловидные итальянские автомобили Fiat 500 — получившиеся композиции с расползшимися дверцами, капотами и колесами дизайнер поэтично называет «цветами». Если мебель Арада — это поблескивающая история о том, как нечто абстрактное и бесполезное становится удобным, то его арт-объекты созданы по прямо противоположной логике: «Я взял что-то функциональное и сделал нефункциональным. Взял трехмерные объекты и сделал двухмерными», — говорит дизайнер. В жестоком обращении с автомобилями его точно не обвинишь, ведь, по словам Арада, он не убивает их, а делает бессмертными.
Также израильский дизайнер известен своими скетчами на стекле
Самый поэтичный проект Арада на московской выставке с мебелью точно не спутаешь. Last Train — серия скетчей на стекле, выполненных по приглашению Арада художниками Франческо Клементе, Энтони Гормли, Кристианом Марклеем и др. Технология замысловатая: авторы чертили рисунки бриллиантовым кольцом по стеклу, а приложение на iPad переносило их на цифровые холсты. У проекта занятная предыстория: «Собираясь сесть на последний поезд из Неаполя, я прибыл на платформу в тот момент, когда двери уже закрылись. Поезд задержался совсем ненадолго, но я успел увидеть в пустом вагоне парня: своим кольцом он делал на стекле удивительные рисунки. Это напомнило мне изображения Пикассо», — рассказывает Арад.
Все хорошо, но почему вместо прозаичных маркеров, стилусов и грифелей выбор мастера пал на бриллиант? А затем, чтобы вернуть пошловатому предмету роскоши его изначальные природные свойства. Видимо, метаморфозы — еще большая страсть Рона Арада, чем листовой металл.
Выставка проходит до 1 февраля 2017 года в галерее Гари Татинцяна, Серебряническая наб., 19.