Дураки
О выставке
Выставка Александра Повзнера.
В работах, представленных на выставке, Александр Повзнер обращается к теме современной культурной коммуникации. Автор предпринимает попытку диалога с творчеством советских андеграундных художников 70-80-х годов. Достаточно вспомнить полотно Г. Брускина «Фундаментальный лексикон», с продажи которого на аукционе «Сотбис» началась история успеха отечественного неофициального искусства. Созданная Брускиным матрица универсальных образов «советского» мыслилась им как наглядная деконструкция тоталитаризма. Сегодня дебаты вокруг проблем свободы личности и идеологии, органичной частью которых видело себя критическое искусство 80-х в процессе виртуальной коммуникации, трансформировались в последовательность символических жестов и процедур. В этом контексте обретает свой смысл художественный метод Повзнера: своеобразное остранение, к которому он прибегает, формуя в гипсе неожиданные для этого материала предметы, будь то очки, флаг или офисные кулеры для воды; а также его, на первый взгляд, анахроничная верность технике скульптуры, предполагающей тактильный объем и соизмеримость с реальным человеческим телом.
В работах, представленных на выставке, автор визуализирует типовых героев социальных медиа и сами коммуникативные стратегии, стоящие над ними как программа. Изымая их образы из оборота виртуальных знаков и наделяя материальным телом, он совершает жест, противоположный магическому, но равноценный ему. Если легендарный глиняный Голем (в раннем идише это слово значило, среди прочего, «глупый, неповоротливый человек», «болван») каббалистов создавался для того, чтобы ожить и защищать своих создателей во враждебном реальном мире, то гипсовые «дураки» Повзнера слеплены для того, чтобы их борьба друг с другом, ставшая реальностью нашего дня, наконец, замерла.