Патерсон
5.0/5

Патерсон (2016 год)

Paterson   18+

Страна
США
Режиссер/Постановщик
Джим Джармуш
Длительность
118 мин.
Премьера в мире
16 мая 2016 г.

О фильме

Неделя из жизни водителя автобуса Патерсона (Драйвер), живущего в городе-тезке Патерсоне, Нью-Джерси. Каждый день Патерсона состоит из одного и того же набора занятий: вождения автобуса по одному и тому же маршруту, выгуливания пса Марвина, одного бокала пива в любимом баре, вечера с обожаемой женой (Фарахани) и написания стихов в любом месте и в любое время. Патерсон обозревает жизнь города, разговаривает с его жителями и ни на секунду не прекращает внутренней беседы с миром, разбирая его по частям. Картина Джима Джармуша была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, а исполнитель роли Марвина удостоился там «Премии пальмовой собаки».

Актеры

Рецензия на фильм

Неделя из жизни чувствительного водителя: урок поэзии от Джима Джармуша.

Патерсон (Адам Драйвер) просыпается, целует еще спящую жену Лауру (Голшифте Фарахани) и идет в автобусное депо города Патерсон, что в Нью-Джерси. Обменивается парой реплик со сменщиком, садится за баранку и начинает маршрут. Обычные пассажиры, кажется, в его автобус просто не заходят: вот пара пожилых буянов треплется о политике, вот студенты обсуждают высокое искусство, а еще в городе Патерсон живет и пользуется общественным транспортом подозрительно большое количество близнецов. Смена заканчивается, и Патерсон идет прогуляться со своим своенравным бульдогом Марвином — а заодно выпить пива в баре, владелец которого является самым большим патриотом этого странного городка и не преминет напомнить, что именно здесь родились Аллен Гинзберг, комик Костелло и поэт Уильям Карлос Уильямс. Сердцу водителя Патерсона ближе всего именно последний — да он и сам при любой удобной возможности сочиняет стихи: напоминающие стиль того же Уильямса, вольные в своих ассоциациях, оживающие в виде текста прямо на киноэкране.

Так проходит каждый день поэта-водителя, чья фамилия совпадает с городом, где он живет — и Джим Джармуш, для которого это, возможно, лучший фильм за десятилетку, паттерны Патерсона переносит на экран настойчиво и даже, кажется поначалу, слишком явно. Понедельник сменяется вторником, а тот средой — и одна сцена-повтор сменяется другой, так же, как сам герой раз за разом повторяет начало стихотворения, пытаясь подобрать следующие строчки. В конце недели, впрочем, водителя Патерсона ждут непредвиденные, не вписывающиеся в его благородную рутину события — как ждет откровение и того зрителя, который поспешит мысленно провести новый фильм Джармуша по ведомству хипстерской, бесконечно стильной, но пустой безделушки.

Нет, Джармуш, и правда, всегда был хипстером (правильнее, впрочем, сказать, что он многих из них и породил) — вот только его стилизованная, манерная режиссура уже давно не была настолько уместна, настолько точно не подходила тем задачам, которых требует фильм. «Патерсон» мудр и на уровне истории — смешной, трогательной, намекающей, что любой творец искусства должен научиться открываться миру и его иррациональностям (а также и сам быть немного не от мира сего). Но еще выразительнее он оказывается на уровне формы — слова становятся визуальными образами, многочисленные повторы незаметно превращаются в рифмы, проза жизни Патерсона и города Патерсона обращается натуральной поэзией. Кажется, еще никто не подходил так близко к тому, чтобы передать на киноэкране суть, механику и волшебство стихотворчества, этого бесконечно красивого и бесконечно дурацкого занятия.

  

Открыть рецензию

Кадры из фильмa