О фильме
Когда все попытки Винфрида наладить отношения с дочерью-бизнесвумен Инес одна за другой оканчиваются провалом, он решает пустить в ход свое альтер-эго – эксцентричного, решительного и мудрого Тони Эрдманна. В парике и с накладными зубами Тони Эрдманн прибывает в Бухарест в качестве лайф-коуча генерального директора фирмы, в которой работает Инес. Теперь он будет донимать дочь своими неуместными шутками и доводить каждый разговор до абсурда, ни на минуту не выходя из образа, пока та не сжалится и не впустит его в свою одинокую жизнь. Трагикомедия Марен Аде («Страсть не знает преград», 2009) была номинирована на «Золотой глобус», «Оскар» и каннскую «Золотую пальмовую ветвь» и награждена призом ФИПРЕССИ.
Актеры
Рецензия на фильм
Нежная и безжалостная немецкая комедия об отношениях отца и дочери — фаворит критиков и зрителей по всему миру.
Стыд за родного отца редко бывает таким же значительным (и таким постыдным), как в комедии немки Марен Аде (ее драма семилетней давности «Страсть не знает преград» была в российском прокате). На протяжении почти трех часов Аде почти не отрывается от двух персонажей — еще молодой трудоголички Инес (Сандра Хюллер), которую работа на транснациональную корпорацию засылает с полугодовой командировкой в Бухарест. Сюда же заявится погостить на выходные ее пожилой, неряшливый отец Винфрид (Петер Симонишек), неутомимый мастер бытового розыгрыша и бесстыжей шутки. Эта поездка сама по себе уже не вписывается в характер Винфрида — его зона комфорта заканчивается с порогом собственного дома, куда он может выйти, чтобы ошарашить почтальона фальшивыми накладными челюстями и карикатурным акцентом. Тем не менее после пары дней в Бухаресте папаша попросту отказывается уезжать. Он объявляется всюду, куда идет Инес, вмешивается в ее жизнь как на локальной, так и на дипломатической арене — и все это в парике, представляясь всем вокруг, как Тони Эрдманн, лайф-коуч.
Многие из забот, вокруг которых вращается эта анархистская по духу, проникновенная трагикомедия, сами по себе вовсе не новы: растущий разрыв между родителями и взрослыми детьми, конфликт между карьерой и семьей, отчуждающая, дегуманизирующая эко-среда современного бизнеса, роль женщин в корпоративной культуре, экономическое направление, в котором движется современная Европа. Но ошеломительно оригинальной, свежей выглядит выбранная Аде для озвучания этих проблем форма — ее фильм предпочитает любой рефлексии уход в почти балаганную по абсурдности смехотворность, а заодно отвергает стабильную жанровую структуру ради возможности удивлять, опровергать зрительские ожидания на каждом повороте. Редко какое кино непрестанно провоцирует аудиторию на глубокие, серьезные размышления о нашем мире — чтобы затем без предупреждения прерывать их сценой незапланированной обнаженной вечеринки или картинами прогулки взрослого мужчины по улицам в гипертрофированном костюме медведя.
Ровно такую, вольнодумную, въедливую, конфликтную комедию Аде и снимает. «Тони Эрдманн» не стесняется не только пересекать существующие в зрительском сознании границы, он их ломает — стирает мнимые водоразделы между серьезной арт-драмой (Аде, вообще-то, одна из главных людей в традиционно хмурой Берлинской школе) и комедией самого прямого действия, между подлинной драмой и померещившимся героям конфликтом, между эгоизмом человека ХХI века и его подспудной тягой к самоуничижению, к снижению невыносимого пафоса, в который каждый из нас хоть раз, но сваливался, в отношении самого себя. Причем, чтобы подчеркнуть абсурдности и банальности современной жизни, Аде не нужны инфантильные примочки стиля. — оказывается достаточно беспристрастной и безжалостной в своем почти документальном взоре камеры, а еще пары храбрых и умеющих сыграть по сценарию так, чтобы он казался импровизацией актеров. Когда же Хюллер в ключевой, убийственной сцене фильма и вовсе запоет Уитни Хьюстон на домашней вечеринке незнакомых людей, Аде разом собьет спесь не только с персонажей, но и со зрителя — а «Тони Эрдманн» раскроется подлинным современным шедевром.