О фильме
2029 год, по официальным данным мутанты не рождаются уже двадцать лет. «Росомаха» Логан поселился в отшельничестве на мексиканской границе, запил и зарабатывает на жизнь вождением лимузинов. Смысл его жизни теперь – забота о престарелом Профессоре Икс (Стюарт), чье физическое состояние ухудшается с каждым днем. Но однажды в жизни Логана появляется Лора (Кин), девочка-мутант, преследуемая темными силами и молящая о помощи – последняя надежда вымирающего вида и разбитого супергероя. «Логан» – десятый фильм вселенной «Людей Икс», завершающий сольную трилогию о Росомахе и, предположительно, последнее за семнадцать лет появление культового героя в исполнении Хью Джекмана.
Актеры
Рецензия на фильм
Хью Джекман прощается с Росомахой, выдавая мрачный и апокалиптичный по духу супергеройский фильм.
Америка лежит в руинах и постоянном страхе катастрофы — как нередко бывает в комиксных экранизациях. Идет 2029 год, и Логан, он же Росомаха, а по паспорту Джеймс Хоулетт (Хью Джекман) проводит ночи, крутя баранку лимузина в Эль Пасо — изредка развлекаясь рывками через мексиканскую границу за лекарствами, без которых сходит с ума наставник Логана, профессор Ксавьер (Патрик Стюарт), которого необратимо гробит Альцгеймер. Мутантов на планете толком не осталось — из-за мутных махинаций властей и неспособности самого Ксавьера контролировать свои силы. Так что троица последних мутантов планеты — постаревший Росомаха, больной Ксавьер и теряющий силы Калибан, попросту доживает свои последние дни на Земле, робко мечтая однажды накопить на утлую яхту. Но когда рядом с их секретным жилищем объявлется маленькая, безмолвная девочка Лора (Дафне Кин) — первый новый мутант на планете за несколько десятилетий, Росомахе приходится делать выбор: бежать и продолжать скрываться или дать последний бой.
Джекман не раз заявлял о том, что на «Логане» попрощается с персонажем, который ассоциируется с ним вот уже 17 лет — и семь фильмов. Если так, то это достойная лебединая песнь: на контрасте с большинством фильмов Marvel и особенно прошлогодним пустоголовым энерджайзером «Люди Икс: Апокалипсис», «Логан» выглядит поминками, а не прощальной вечеринкой. Цвета приглушены и стремятся к ржаво-красному и серебристо-серому. Темы тяжеловесны: утрата, старение и глубокое, почти невыносимое сожаление о том, как пролетела жизнь. Мы так и не узнаем, из-за чего именно мир пришел в такой беспорядок — остается только замечать намеки и отражения: институциональная жестокость там, корпоративный беспредел здесь, всюду — обычные люди, подавленные пятой все более безразличной к их боли системы. «Логан» выглядит идеальным блокбастером для эпохи Трампа — ноль иллюзий, минимум оптимизма, немой вопрос: «Как мы все это допустили?»
За исключением «Хранителей», это, возможно, еще и самый безжалостно брутальный супергеройский фильм на сегодняшний день. Глотки будут вырваны с мясом, черепа — сокрушены, а конечности — отрублены: так Логан и Лора кровью пробивают себе дорогу сквозь сердце Америки, направляясь в убежище для мутантов, которое не факт, что вообще существует. Джекман хрипит и вопит — обаятельная ворчливость его персонажа здесь становится уже полномасштабным гневом. Но угасающее сердце фильма покоится вместе со Стюартом, его профессор Ксавьер обретает подлинный трагизм — представая человеком, не способным выдержать мысль о гибели всего, что он так старательно выстраивал всю свою жизнь.
Бездушная мясорубка, традиционный для жанра чрезмерный боевой финал после такого эмоционального путешествия, которым смотрится остальной «Логан», даже немного раздражает своей нелогичностью, неуместностью — что в этих рукопашных на кулаках и когтях мы еще не видели? Сценарий тоже временами скатывается в высокопарный перегруз — например, о своей принадлежности к традиции нео-вестерна «Логан» заявляет, не один, а даже два раза процитировав культовую прощальную речь Алана Лэдда из вестерна 1950 года «Шэйн». Но в целом, в основе «Логана» и правда лежит нечто особенное — трогательная, скорбная история о том, что даже самая славная жизнь однажды подходит к концу.