- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Дмитрий Киселев
- Длительность
- 140 мин.
- Премьера в мире
- 6 апреля 2017 г.
- Премьера в России
- 6 апреля 2017 г.
- Бюджет
- ₽400 000 000
- Сборы, в мире
- $9 677 311
- Сборы, в России
- $9 901 675
О фильме
18 марта 1965 года, во время космической гонки между СССР и США, Алексей Леонов (Миронов) и Павел Беляев (Хабенский) совершили знаменитый срочный полет на «Восходе-2», в процессе которого Леонов стал первым в мире человеком, вышедшим в открытый космос. Полет и прорыв в космонавтике, согласно официальным советским данным, прошли без запинки. На деле же эти 12 минут и 9 секунд в космическом пространстве стали самым страшным испытанием в жизни Леонова (из-за повышенного давления в скафандре он с трудом вернулся на корабль), а экстренная посадка в глухой пермской тайге, совершенная Беляевым в ручном режиме, и ее последствия чуть не стоили обоим жизни. «Время первых» снял режиссер «Черной Молнии» и «Елок» Дмитрий Киселев.
Актеры
Рецензия на фильм
Державный фильм, прямолинейный, как траектория полета в космос, но зато с почти пелевинской ностальгией по советским временам.
Леонов (Миронов) грезил космосом с детства: во флешбеке он бегает по ночному лугу и ищет, куда улетает птичка (видимо, к звездам). Потом его выбирают вместе с помятым летчиком Беляевым (Хабенский) для ответственной миссии: нужно полететь в космос, чтобы советский гражданин первым в мире вышел из-за железного занавеса прямо в безвоздушное пространство. Тем временем конструкторы во главе с Королевым (Ильин) очень спешат доделать корабль, потому что враг не дремлет. Тестовая ракета взрывается. Но космонавты все равно полетят на следующей, куда деваться.
«Время первых», очевидно, снималось так же, как и космонавтов посылали в космос — по разнарядке партии. Родина в лице продюсера-патриота Тимура Нуруахитовича Бекмамбетова сказала: «Надо!» И режиссер Дмитрий Киселев, ветеран франшизы «Елки», ответил: «Есть» — и пошел снимать кино. Разумеется, такой фильм должен был получиться (и получился) под стать кораблю «Восход-2», на котором летал Леонов: дорогим, но неказистым.
Через муторное вступление продраться сложнее, чем вылететь из поля притяжения Земли. Бесконечная производственная история, в которой Беляев ломает ногу, а потом Леонов его выручает, совершенно никак не очеловечивает героев, будто уже высеченных на мемориальной доске. Они так и остаются советскими суперменами: живыми воплощениями коммунистической мечты. Потому еще неуместнее выглядят вставные политические шпильки. Зачем-то великий Королев прямо посреди разговора заявляет, что вся страна ходит в кандалах. Генсек Брежнев появляется только для того, чтобы заставить Королева отправить космонавтов почти что на верную смерть. К чему это, если без слов понятно, что Леонов с Беляевым слетают на орбиту, решат там все проблемы и вернутся обратно?
Лучшее в фильме — сцена в невесомости. Она, конечно, шикарно сделана — и технически тоже, причем наверняка в разы дешевле, чем в той же «Гравитации». Но важнее то ощущение, которое при ее помощи удается передать. Это фантомная ностальгия по временам космической гонки, которые не застали ни мы, ни режиссер. Любовно воссозданные приборчики с советскими трафаретными шрифтами, милые до боли скафандры с торчащими шлангами, лампочки с документально точной цветовой температурой. Казалось бы, зачем нужно было так заморачиваться?
А вот зачем. Когда театральный артист Миронов, неловкий, в надутом скафандре, вылезает из угловатого космокорабля, становится ясно, что у происходившего тогда инженерного процесса была по-настоящему космическая глубина. Только представьте: человек летел в неизвестность на какой-то колымаге, выходил в абсолютную пустоту, чтобы сделать одну плохонькую «себяшку» на пленочную камеру. Похожее ощущение сюрреалистичности советской космонавтики очень точно ухватил Пелевин в «Омон Ра». И как бы режиссер ни пытался сбить настроение идиотскими флешбеками с мальчиком и лугом, но эта эмоция, ужасная и прекрасная, есть и во «Времени первых». Мол, все было не зря: двое взрослых мужчин целые сутки отчаянно потели, несколько раз чудом спасли себя от гибели на орбите, откуда никто бы не достал их тел, чтобы потом живыми приземлиться в России, бесконечной и снежной во все стороны, куда ни глянь.
Поэтому аналогия между «Временем первых» и советской космической программой видится очень четко. И там, и там люди работали из-под палки, а не от души; на них давило начальство и сроки. А ракета взяла и долетела до космоса. Так же, как и в целом хороший фильм добрался до кинотеатров.