Три истории
О мероприятии
Большой театр провел сбор труппы и принял на работу новых танцовщиков.
Не каждый сезон бывает так богат приобретениями – в труппу приходят три новых солиста. Главный театр страны утащил танцовщиков из Петербурга, Берлина и Минска – по-видимому, решив равняться на American Ballet Theatre, что привычно пополняет труппу именно за счет покупок на стороне. У новичков – разные биографии и разные амплуа, и заняты они будут, скорее всего, в совершенно разных балетах.
Андрей Меркурьев к вершинам балетной карьеры добирался как альпинист по скале – медленно и на кончиках пальцев. Он родился в Сыктывкаре, десять лет назад закончил балетную школу в Уфе. Далее – возвращение в родной город и перспектива не более чем провинциальной карьеры. Но принято решение добиваться большего успеха – переезд в Петербург и служба в Малом оперном театре.
Традиционный трамплин для балетной карьеры – конкурсы, и вот Меркурьев решает поучаствовать в одном из них, в международном балетном конкурсе "Майя". Он был придуман Плисецкой – ей захотелось устроить независимое состязание в Петербурге, где раньше ничего подобного не случалось, собрать некоррумпированное (не опекающее собственных учеников) жюри – словом, дать молодым все шансы. Но это был 1998 год, и открылся конкурс ровно в день дефолта: народу в Петербурге – впрочем, как и во всей стране – стало совсем не до балета. Оргкомитету пришлось экономить на наградах – ни гран-при, ни первых премий не присудили. В итоге те танцовщики, что должны были получить "золото", получили "серебро", а те, кто должен был получить "бронзу", – вовсе ничего не получили. Остался без награды и Меркурьев.
И так все время: все – не просто так, нет счастливых случаев, нет блеска судьбы, и только ежедневный безотказный труд приводит его в Мариинский. Он работяга – все эксперименты Мариинского театра (от унылого шемякинского "Щелкунчика" до неземных, как НЛО, спектаклей Уильяма Форсайта) сделаны его натруженными ногами. В танцах Меркурьева нет блеска, есть – стабильность, четкость, столярная добротность. И в Большом он вряд ли будет принцем – на нем так же будут испытывать новую хореографию.
Иначе с Артемом Шпилевским. Он закончил Вагановскую (то есть лучшую в России) школу шесть лет назад, недолго проработал в кордебалете Мариинки и быстро уехал в Берлин. "Лебединое озеро" и "Жизель", "Спящая красавица" и "Баядерка" – нормальный премьерский репертуар, пусть и в экзотических редакциях Патриса Бара и Владимира Малахова. Но кроме классики – и Баланчин ("Балле империаль"), и Бежар ("Кольцо вокруг кольца"). В последнем спектакле хореограф специально для Шпилевского сделал роль Вотана – и в тонком, будто выписанном китайской кистью танцовщике-боге (Бежар отправил персонажей германских мифов в балетный класс) угадывалась мрачная вагнеровская мощь. А когда Владимир Малахов решил ставить свою "Золушку" (также "балет о балете" – историю о том, как девочку-дебютантку заметил и вывел в балерины знаменитый премьер) – роль этого самого премьера досталась именно Шпилевскому. (Сам прославленный худрук выбрал роль одной из злобных сестриц главной героини: обеих страхолюдных девушек в большинстве западных редакций изображают мужчины.) В Москве танцовщику придется доказывать свое право на классические премьерские партии, соревнуясь с уже утвердившимися принцами. Тем интересней будет зрителям.
Третьему новичку, Ивану Васильеву, – всего семнадцать. Он только что закончил Минскую школу (где учился у того самого педагога, что вымуштровал нынешнего гамбургского премьера Ивана Урбана), но уже год назад о нем говорили всерьез: он получил первую премию на московском балетном конкурсе. Не очень высокий, плотно сбитый, с ухмылистой мужской повадкой, он явно мечтает о барышниковской славе и судьбе. Десять пируэтов – запросто, головоломные развороты в воздухе – без проблем, и все это – с диким кайфом в глазах, с тем сиянием, что буквально подбрасывает зал со стульев в стоячую овацию. А еще Васильев умеет веселиться на сцене сам и заставлять хохотать публику – понятно, что его первой вотчиной станут те балеты, где, в отличие, от романтического репертуара, никого не душат и не травят. И этот редкий нынче дар веселья обещает ему лучшие перспективы из всей дебютирующей в Большом троицы.
Балетный сезон в Большом открывается 12 сентября