- Режиссер/Постановщик
- Наталья Меркулова, Алексей Чупов
- Длительность
- 120 мин.
- Премьера в мире
- 4 сентября 2018 г.
- Премьера в России
- 25 октября 2018 г.
- Сборы, в мире
- $113 717
- Сборы, в России
- $115 090
О фильме
В фильме "Обман смерти" главный герой, молодой мужчина из сибирской деревни, узнает о своей неизлечимой болезни. Он отчаянно ищет способ обмануть смерть и случайно натыкается на древнее поверье о том, что болезнь может отступить, если он притворится женщиной. Решив попробовать это, герой начинает тяжелую работу по изменению своей личности. Это становится испытанием не только для него самого, но и для его беременной жены, родственников и односельчан.
Актеры
Рецензия на фильм
«Человек, который удивил всех». Коршун становится уточкой
«Если смерть пришла в гости к селезню, пусть селезень станет уточкой», — сказала пьяная шаманка Егору. Есть, мол, такая легенда: постучалась старушка с косой к селезню Жамба, а тот извалялся в пыли, стал сереньким — и смерть в толпе пернатых «сударушек» его не нашла. В общем, глупость, конечно, но других рецептов от скорого путешествия на тот свет у Егора не было. Врачи обещали ему пару месяцев: онкологическое заболевание вышло на финишную прямую. В деревне никто об этом не знал, в семье не догадывались: анальгетики от сына, тестя и беременной жены Егор прятал. Он по-прежнему работал егерем, и даже не мог представить, что скоро начнет играть в прятки со смертью, и какой именно будет эта игра.
Как бы странным это ни показалось, но «Человек, который удивил всех» — своего рода фильм–трансформер. Он может быть очень разным, и каким именно — зависит от вас. Вы уверены, что фильм слишком прост? И вы правы. Вы думаете, что он чересчур сложен? Тоже верно. Вам чудятся в нем какие-то философские смыслы? Снова вы угадали, причем философских трактовок, идеально объясняющих происходящее, тоже может быть несколько. Для кого-то фильм Натальи Меркуловой и Алексея Чупова станет прежде всего социальной драмой (место действия — сибирская деревня, которую нам дадут рассмотреть во всех подробностях, и надо снисходительно улыбаться заранее: чернухи не будет). Кто-то будет считать, что смотрел картину, где на передний план вышел вопрос трансгендерности и гомофобии. А для кого-то «Человек» окажется притчей о любви, любви настоящей, которая не всегда в состоянии понять, но принять и простить способна все, что угодно.
«Человека» можно трактовать и как притчу о силе и слабости. В самом начале Егор — эдакий простой, но, в общем, идеальный представитель своего пола. Он ловит двух браконьеров, не вздрогнув, ввязывается в бой, его уважают в деревне, его обожает сын, он близок с женой и так далее. И умереть он готов тоже по-мужски, без соплей и истерик. Тем не менее, вся его сила перед болезнью бессильна. Как известно, дуб в бурю ломается, а ива нет. И не зря говорят, что «сила в слабости». Поэтому от своей силы и от привычки управлять всем и вся Егор отрекается. Коршун становится уточкой (кстати, фамилия героя — Коршунов), охотник — добычей. И каким-то чудом Егора это спасает. В то же время это еще и фильм о том, как легко можно оказаться в шкуре изгоя, даже если ты всегда был первым парнем на деревне. И что если ты надел не ту одежду и ведешь себя неправильно, это дает другим людям право бить тебя сапогами по лицу.
С другой стороны, поведение Егора очень похоже на самобичевание (не в прямом смысле, конечно). Он стоически переносит любое унижение (как моральное, так и физическое), не сопротивляется, когда его бьют, становится отшельником, переходит на подножный корм и замолкает (обет молчания?). В христианской традиции все это вполне укладывается в концепцию искупления. Вот только… какой грех? Да, Егор в одной из первых сцен убивает человека (самооборона), но как грех это никак не формулируется: ни автором, ни персонажами. В любом случае, сам фильм ответов никаких не дает и ведет себя со зрителем так же, как и его герой, то есть молчит.
Да и сам Егор — это терра инкогнита. Евгений Цыганов очень точно передает его маленький внутренний ад, его внутреннюю пустоту, но почему Коршунов принимает именно это решение, а не другое, мы не узнаем. Почему он поверил шаманке? Ухватился за соломинку? Как бы то ни было, ни кажущаяся простота «Человека», ни его кажущаяся сложность, ни его многозначность, ни его недосказанность вовсе не минус фильма, а его плюс — огромный. И идти в кинотеатр надо вовсе не потому, что картина привезла награду с Венецианского фестиваля (приз Натальи Кудряшовой за главную женскую роль в конкурсной программе «Горизонты»). А потому что та искренность и откровенность, с которой сделано это кино — огромная редкость, потому что актеры работают просто невероятно, а сказочное по сути своей допущение переплетено с реальностью, с правдой человеческих отношений. Хотим мы или нет, но такие фильмы остаются с нами надолго.
«Человек, удививший всех», скорее всего, удивит и вас тоже.