Стивен Кляйн “Madonna: X-STaTIC RRO=CeSS”
О выставке
Мадонну, которая представлена на фото- и видеоматериалах суперзвезды фэшн-фотографии Стивена Кляйна, мы еще не видели.
Кляйн не просто модный фотограф, умело снимающий моделей. Он давно уже сам стал идолом, центром притяжения славы. Как многие знаменитости, работающие со звездами, он говорит, что в процессе работы не думает о статусе модели только о творчестве, сотрудничестве, взаимопонимании и радуется, когда зрители не узнают на его снимках Мадонну. В модной фотографии главное правило успеха нарушение правил; звезды всходят и заходят с космической скоростью и каждая следующая провокация должна быть сильнее предыдущей.
Кляйн не пытался превзойти Стивена Майзеля (тоже удачно фотографировавшего Мадонну), Марио Тестино, Давида Ла Шапеля. Он пошел другим путем разрушая идею гламура, затемняя кадр, искажая знакомые образы до полной неузнаваемости. Утомленные собственной небесной красотой звезды такое обращение только приветствуют, им нравится с помощью фотографа находить в себе новые черты, быть странными, распущенными и не играть набором штампов.
Такую Мадонну, которую покажут в черно-белых видео «Коридор» и на цветных фотографиях непроизносимой серии X-STaTIC PRo=CeSS, пока что видели только посетители этой выставки, триумфально движущейся по городам и странам. В Москве для этой сложной звуковой инсталляции выстроят странные узкие проходы, похожие на те, в которых ее впервые показывали весной 2003-го в смелой до безумия нью-йоркской галерее Deitch Projects, между прочим, сразу после выставки российских звезд Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. Кляйн тоже начинал с живописи в Школе дизайна и искусств на Род Айленде, но быстро разочаровался в возможностях ручного труда и уехал осваивать фотографию в Париж. В середине 80-х снимал для Dior и других компаний. Вернувшись в Нью-Йорк, успешно сотрудничал с модными мужскими журналами, выделившись на общем аккуратном фоне декадентской распущенностью заменив стальной гламур подзабытым шиком, и прославившись фотографиями икон, вроде Брэда Питта.
Стивен Кляйн сумел создать собственный миф, в котором почти нет слов, интересных историй, подробностей только образы. Жесткие контрасты, экспрессивные позы, странные, «незвездные» звезды в его работах успешно противостоят немыслимому числу фотографий, обложек, журнальных иллюстраций, шаблонам, знакомым буквально каждому. Хотя на выставку придут все равно за знаменитостью.