О фильме
Современный Чикаго. Четверо грабителей оказываются убитыми во время неудачного налета. Вдовы, Вероника, Элис, Линда и Белль, решают взять дело в свои руки и закончить неудавшееся ограбление.
Актеры
Рецензия на фильм
«Вдовы». Доллары и пустые обещания
Знаменитый чикагский вор Гарри Роулинс (Лиам Нисон) погибает вместе с тремя подельниками во время очередного грабежа. Вскоре после этого его вдова Вероника (Виола Дэвис) оказывается под давлением местных авторитетов Мэннингов (Брайан Тайри Генри и Дэниэл Калуя), у которых Гарри перед смертью украл 2 миллиона долларов. Когда обстановка накаляется до предела, она решает объединиться с женами погибших налетчиков, чтобы провернуть новое ограбление и заодно выяснить, кто подставил их мужей.
«Вдовы» — полнометражный ремейк одноименного британского сериала сорокалетней давности, за который отвечала автор культовых криминальных романов и создательница не менее знаковых теледрам Линда Ла Планте. В далеком 1983 году написанный ее рукой оригинальный сериал стал настоящим прорывом для британского телевидения, выведя на первый план вместо традиционного героя-мужчины четверку противоречивых, но сильных женских персонажей. Неудивительно, что для голливудской адаптации этого материала была нанята не менее популярная сегодня в США детективная писательница Гиллиан Флинн, автор бестселлеров «Острые предметы» и «Исчезнувшая». В режиссерское кресло сел оскароносный автор «12 лет рабства» Стив МакКуин. Казалось бы, идеальное сочетание для создания боевика нового типа, соответствующего эпохе политкорректности и #MeToo. Однако даже с таким составом ничего прорывного у «Вдов» сегодняшнего дня не получилось.
Да, с формальной точки зрения кино сделано бесконечно стильно: каждый кадр здесь вылизан до совершенства, мизансцены психологически выверены, а экран то и дело заливает холодный свет городских огней, с которым контрастируют бурлящие под маской видимых приличий человеческие страсти. Уже после «Стыда», в принципе, было понятно, что лучше МакКуина опустошенность современного цивилизованного человека не снимает никто. Во «Вдовах», материале вроде как совсем иного происхождения, он снова проворачивает этот трюк: лучшими сценами картины становятся не перестрелки и ограбления, а те прихватывающие за душу моменты, когда в окне вдруг появляется отражение погибшего мужа Вероники, или когда случайная вещь внезапно обрушивает на одну из героинь лавину болезненных воспоминаний.
К сожалению, тема примирения со смертью, явно увлекающая МакКуина куда больше криминального сюжета, вступает в противоречие с сухим и не жалующим сантиментов сценарием Флинн. Та вновь после «Исчезнувшей» живописует женщин в борьбе с насевшим на шею мужским шовинизмом. В этот раз, правда, к основной теме добавлен еще и жирный социальный фон — героини здесь буквально зажаты между разборками уличных афроамериканских бандитов и богатых белых патриархов города Чикаго и, в отличие от телевизионного оригинала, становятся налетчицами вынужденно.
Надо отдать должное создателям: процесс восстановления гендерного равноправия в фильме подан увлекательно и порой даже смешно, чем явно наследует британскому канону, откуда в ремейк перекочевала и хабалистая мамаша одной из вдов (традиционный выход Джеки Уивер), и некоторые забавные бытовые сценки. МакКуин мастерски режиссирует несколько таких коротких эпизодов, демонстрируя, что юмор ему не чужд. Однако «Вдовы» далеко не комедия, и отрабатывать актуальную повестку авторы будут преимущественно с серьезной миной.
Здесь и кроется главная проблема картины. Поначалу побочная линия с выборами, в которые вовлечены коррумпированные политиканы Маллиганы и темнокожие пантеры Мэннинги, кажется более чем оправданной и даже ненадолго перетаскивает зрительское внимание с вдовьего горя. Но быстро становится ясно, что дальше трюизмов в духе «политика — грязное дело» Флинн с МакКуином идти не готовы. Точно так же и драматургическая оправданность почти всех мужских персонажей в этом фильме сводится к тому, чтобы рычать на бедных женщин и заставлять их с еще большей яростью готовиться к возмездию. Поэтому и старательные, но скучные Фаррелл с Нисоном, и мощные Дювалл с Калуей с точки зрения внутреннего развития так и остаются статистами. Что, конечно, нельзя сказать о женском квартете, который наконец-то выглядит убойным.
Три самоотверженные актрисы, Дэвис, Родригес и Дебики, играют здесь так, будто это их последняя роль в карьере. Четвертая, Синтия Эриво (ее вы могли видеть в «Ничего хорошего в отеле “Эль Рояль”»), по сути, отрабатывает одну боевую эмоцию, но все равно одним-двумя штрихами легко завоевывает зрительскую симпатию. В кои-то веки за каждой из героинь стоит не надуманная боль. При этом всем уделяется достаточное внимание, ставки как никогда высоки, и к финальному налету за вдов начинаешь переживать не на шутку.
На этом уровне фильму бы и остаться, не пытаясь показаться более остросоциальным, чем он есть на самом деле. Тем более, что оригинальная история Ла Планте к этому совершенно не располагала, и бичевание капитализма с мужским лицом авторы добавили уже от себя. Однако слава «Прочь» и бремя социально ответственного кино еще долго не даст Голливуду покоя. Глядишь, и на ближайшем «Оскаре» о «Вдовах» не забудут.