- Страна
- Великобритания
- Режиссер/Постановщик
- Йоргос Лантимос
- Длительность
- 119 мин.
- Премьера в мире
- 30 августа 2018 г.
- Премьера в России
- 31 января 2019 г.
- Бюджет
- $15 000 000
- Сборы, в мире
- $95 918 706
- Сборы, в России
- $1 394 527
О фильме
Англия, 18 век. На троне — болезненная королева Анна, страной де факто управляет ее фаворитка, леди Сара. Новая служанка Эбигейл очаровывает Сару, и та берет ее под свою опеку. Но не проходит много времени, как Эбигейл постепенно обращает на себя все больше внимания самой Анны...
Актеры
Рецензия на фильм
«Фаворитка». Кроличья нора
Анна, королева Англии, родила 12 мертвых детей, а еще пятеро не дожили и до двух лет. Теперь ее друзья 17 кроликов и две женщины: великолепная Сара Черчилль и ее бедная родственница Эбигейл, которая вскоре выйдет замуж за Алексиса Мэшема и станет одной из самых влиятельных дам при дворе. И нет, эти три женщины сражаются не за сердце мужчины, как это написано у Эжена Скриба. Они интересуются только друг другом.
Поразительно, но в наше время girl power трудно найти фильм, который был бы именно о женщинах, а не об условной «декларации независимости». Даже за почти безупречной «Женой» чувствуется умысел на злобу дня, не говоря уже о «Двух королевах», где он сквозит буквально отовсюду. Тем выше заслуга Йоргоса Лантимоса, который как раз склонен увлекаться идеей, а не персонажами, всегда воплощающими скорее некую мысль, нежели живущими собственной жизнью. В этом смысле «Фаворитка» настоящий прорыв для режиссера «Убийства священного оленя»: теперь он сфокусирован на людях и их чувствах. Сфокусирован в буквальном смысле: использованный оператором Робби Райаном прием со сверхширокоугольными объективами то и дело искажает общее пространство картины — чтобы потом приблизить его к зрителю четкими крупными планами. Словно подглядывать в дверной глазок, а потом смотреть в подзорную трубу или прямо перед собой — но в любом случае быть привязанным к истории, которая разворачивается на экране.
История эта очень банальна — и сложна, как все банальности: распад долгих отношений из-за юной авантюристки. Ничего больше здесь нет, и «Фаворитка» — отнюдь не сатира на человечество, как принято считать. Да, здесь блюют и возятся в грязи, бегают голышом и обильно красятся, и делают массаж ног, переходящий в массаж совершенно других органов — но в XXI веке странно называть режиссера мизантропом за то, что он показывает телесность. Тем более что Лантмос делает это максимально уместно, подчеркивая и радость обладания телом, и ужас быть запертым в нем. Он строит удушающий мир плоти, в сердце которого Анна пытается трансформировать сгустки собственной крови в пушистых кроликов и ищет бескорыстной любви, в которую не в состоянии поверить.
Оливия Коулман в этой роли поразительно хороша — как и Рэйчел Вайс в роли изящной амазонки Сары Черчилль, как и Эмма Стоун, которой удалось сыграть безжалостное и несчастное чудовище. Три женщины ориентированы только друг на друга, мужчины здесь по сути сведены к роли игрушек, причем даже не сексуальных — это так же не соответствует реальности, как недавние «Две королевы». Но не вызывает ни раздражения, ни вопросов, поскольку и актрисы, и режиссер, и сценаристы (а Лантимос впервые снимает фильм не по собственному сценарию) рассказывают прежде всего о том, что даже истинная любовь не выдерживает столкновения с чужой неуверенностью, историю кромешного одиночества — и умудряются не сфальшивить нигде. Единственное, что в итоге можно бы поставить в вину Лантимосу — это его нарочитый символизм, которым начинается и заканчивается «Фаворитка». Но не хочется, поскольку нагнать такую скорбь при помощи милейших зверушек, воплощающих тут плоть, душевную боль, поиск любви, попытки спастись, первобытный ужас — дорогого стоит. Как и последний взгляд Оливии Коулман.