Завод
7.2/10
9/10
4.0/5
Страна
Россия
Режиссер/Постановщик
Юрий Быков
Длительность
22 мин.
Премьера в мире
1 сентября 2019 г.
Премьера в России
7 февраля 2019 г.
Сборы, в мире
$614 316
Сборы, в России
$584 419

О фильме

В этом документальном фильме рассказывается о легендарном заводе имени Г.М. Седина. Завод, основанный в 1927 году, стал символом инженерного и промышленного развития страны. В течение многих десятилетий он был одним из ведущих производителей мощных двигателей для авиации и судостроения.

Актеры

Рецензия на фильм

«Завод». Седой туман для олигарха


Законы рынка примитивны до безобразия: если предприятие нерентабельно, его закрывают. И неважно, что придется уволить сразу несколько сотен человек – бизнес есть бизнес. Во всяком случае, Калугин, хозяин обанкротившегося завода, рассуждает именно так. А вот работяги думают по-другому: во-первых, в моногороде им деваться особо некуда, а во-вторых, хотелось бы получить полугодовой должок по зарплате. Но тут уж Калугин (Андрей Смоляков) ничем не может помочь: «денег нет, простите, ребятушки, ничего личного». Тогда «ребятушки» решаются бунтовать – и берут олигарха в заложники. Верховодит этой революцией некто Седой (Денис Шведов) – вчерашний спецназовец, потерявший на бессмысленной и безымянной войне левый глаз. Калугин же вызывает на подмогу сотрудников личного ЧОПа, которыми командует парень с безликой кличкой Туман (Владислав Абашин).  

На пресс-конференции фильма «Завод» актеры шутили, что режиссер Юрий Быков любит превращать съемочную площадку в ад. Потому что снимает он, как правило, ночью, в жуткий холод и под дождем (чаще всего искусственным). А в этот раз к привычным «радостям» добавилась цеховая пыль: съемки шли на действующем предприятии. При этом актеры вынуждены находиться в максимальном психофизическом напряжении, потому что в таком же напряжении находятся их герои, загнанные сценаристом Быковым в совершенно безнадежные ситуации.  

Конечно, в каждой шутке есть доля шутки, однако подобным актерским байкам почему-то веришь. Тем более что на экране действительно зримый ад. Ад беспросветных ночных сумерек и бескрайнего ливня, размазывающего грязь по лицам суровых заводских мужиков. Ад нищеты, болезни и беспредела. Но страшнее всего то, что в этом кошмаре шанса на хэппи-энд, кажется, не будет ни у кого. И не важно, работяга ты, олигарх или ЧОПовец – безнадега у Быкова одна на всех.  

Режиссер «Дурака» и «Майора» снова берется за самый близкий для себя жанр – за жанр социальной драмы, причем в самом бескомпромиссном ее варианте. И снова отказывается смягчать удар. Наоборот, он закручивает гайки конфликта между «верхами и низами» до предела – до тех пор, пока не сорвет резьбу. Или крышу.  

Но есть у «Завода» и кое-какие особенности, которые раньше в работах Быкова в таких пропорциях не встречались. Дело в том, что в этот раз Быков решил заглянуть на территорию современного боевика – и снял несколько шикарных боевых сцен, сделанных в лучших традициях Дени Вильнева (давайте вспомним «Убийцу»). Однако как только перестрелка заканчивается, режиссер сразу же кидается с головой в «народную драму» – и оказывается во власти 90-х. Говоря проще, фильм мечется между жестким боевиком, философствующей древнерусской тоской и проклятыми вопросами типа «А в чем справедливость, брат?» и «Почему у тебя все, а у меня нечего?».  

Кстати, о справедливости. Никогда еще Юрий Быков не был так близок к своему любимому Алексею Балабанову, а его донкихотствующий герой-одиночка – к Даниле Багрову (хотя возраст и жизненный опыт этих персонажей совсем не совпадают). Причина такого сходства проста: Седой, Туман и Калугин спорят о правде и справедливости с наивной прямолинейностью 90-х. И тут Быков прав, но только частично: девяностые действительно никуда не делись, они продолжаются и сегодня – и об этом говорят многие, в том числе и в кино (взять хоть «Русского беса» Григория Константинопольского). Однако иллюзиям того времени мы давно помахали ручкой: вряд ли сейчас кто-то станет всерьез утверждать, что «сила в правде». Всесильная правда давно уже доказала свое бессилие и не справилась с возложенной на нее миссией. И, судя по фильму и его интонациям, Быков прекрасно это понимает, – но продолжает рубить с плеча правду-матку и бомбардировать зрителя своими наивными инвективами, которые, во-первых, конфликтуют со стилистикой современного боевика, а, во-вторых, ни к чему хорошему не приводят. И в итоге опять побеждает древнерусская тоска-печаль, всемогущая и въедливая, как седой болотный туман.  

Открыть рецензию

Кадры из фильмa

Постеры

Похожие фильмы

Фильм в коллекциях