- Страна
- Россия
- Режиссер/Постановщик
- Андрей Волгин
- Длительность
- 151 мин.
- Премьера в мире
- 21 марта 2019 г.
- Премьера в России
- 7 апреля 2022 г.
- Бюджет
- ₽230 000 000
- Сборы, в мире
- $5 849 400
- Сборы, в России
- $4 944 386
О фильме
Югославия, 1999 год. Спецгруппе Андрея Шаталова поручено взять под контроль местный аэропорт, в котором находятся террористы с заложниками, и удерживать его до прихода подкрепления. Однако в итоге российским бойцам приходится выйти с боевиками на открытый бой. Но у Шаталова в голове совсем другие мысли: среди заложников находится его любимая девушка...
Актеры
Рецензия на фильм
«Балканский рубеж». Сербский песок
1999-ый. Косовский вооруженный конфликт выходит на новый виток. В связи с этим российское командование решает ввести в Приштину танковую колонну миротворцев, дабы те заняли стратегически важный объект – аэропорт «Слатина». Сделать это нужно до прихода войск НАТО. Однако все не так просто: в аэропорту обосновалась группа террористов-албанцев под руководством некого Смука. И выбить их с этого объекта должна спецгруппа Бека (Гоша Куценко), задача которой – продержаться до подхода нашей бронетехники.
За последние несколько лет в нашем кино появилось довольно много проектов, которые уже можно объединить в отдельную категорию. Их цель (формулировка, конечно, условная) – это «поиск духовных скреп». Причем чаще всего «скрепы» ищутся с помощью военной и околовоенной тематики. Как к этому явлению относиться, каждый решает сам, но «Балканский рубеж» Андрея Волгина, без сомнения, фильм именно этой категории.
И к нему есть вполне конкретные претензии. Во-первых, историческое соответствие. В ночь с 11 на 12 июня 1999-го года сводный батальон ВДВ ВС России действительно занял аэропорт «Слатина». Вход в Приштину транслировался по CNN. До прихода наших войск в операции принимала участие спецгруппа майора Юнус-бека Евкурова, который сегодня является главой Республики Ингушетия. (Он же, кстати, был консультантом на съемках «Рубежа» и помогал с финансированием). Вот только никаких боев за аэропорт «Слатина» тогда не было, и кучка наших спецназовцев не билась в огне и дыму против сотни озверевших бородатых албанцев. В фильме же этот несуществовавший бой – основное событие, занимающее по хронометражу как минимум минут сорок.
Тут, конечно, можно возразить, что игровое кино – не документальное, и выдумки в нем допустимы, а иногда и желательны. Это верно. Однако если фильм рекламируется по соцсетям с лозунгом «Мир должен узнать правду», если через всю картину идут титры, привязывающие нас к конкретным событиям и датам, если игровые кадры постоянно миксуются с документальными, то это жирный намек на то, что «Балканский рубеж» позиционируется авторами как нечто реальное, а не выдуманное. И это нечестно.
Во-вторых, главный герой. В самом начале фильма руководитель группы Андрей Шаталов выбрасывает из летящего вертолета безоружного военнопленного, у которого связаны руки. Да, в ходе боя этот человек убил друга Андрея, однако а) когда ты берешь автомат и идешь на войну, ты предполагаешь, что в тебя будут стрелять; б) конвенцию о защите военнопленных еще никто не отменял. И почему данный поступок Шаталова надо считать благородным и героическим – совершенно неясно. Кстати, именно из-за убийства военнопленного членов группы уволили из вооруженных сил и по факту лишили гражданства – запретили возвращаться в Россию.
В-третьих, акценты. Любая гражданская война – это боль и ад. Югославские конфликты 90-х – одна из самых страшных страниц этого ада. Крови там было много, мы все это знаем. Но вопрос, кто виноват, в данном случае крайне сложный, и историки и политологи будут ломать копья на этом поле еще долго. Так что одевать одну противоборствующую сторону в белые одежды, а другую – в черные, мягко говоря, некорректно. А вот для авторов «Балканского рубежа» никаких вопросов не существует: сербы, например, – только герои и жертвы, а «в НАТО поддерживают албанских боевиков» (это цитата). Вызывают смятение и финальные титры: «После того, как наши войска вышли из региона, конфликты возобновились и продолжаются до сих пор». Вряд ли подобная формулировка соответствуют геополитическим реалиям.
В-четвертых, технические просчеты. Фильм развивается медленно, то и дело отвлекаясь на сторонние эпизоды. Например, «покатушки» на танках под энергичные рулады «Сектора газа» – абсолютно вставной номер. Конечно, надо же как-то плеснуть в проект позитивной динамики, да и мощь отечественного оружия продемонстрировать! Так что солдаты на учениях начинают играть в догонялки на боевых машинах. Кроме того, подробная сцена с бомбежкой роддома, сцены допросов и зверств террористов – все это долго, кроваво, жестко, манипулятивно. Правда, когда «Рубеж» выкатывается на финишную прямую, динамика нарастает, но тут весь фокус в большом количестве взрывов и в бесконечной пальбе. Кстати, о взрывах. Кто-нибудь знает, почему бандиты вначале предпринимают серию безрезультатных атак, теряют две трети состава, и только потом вспоминают, что у них имеются минометы, с помощью которых можно достать группу Бека с относительно безопасного расстояния?
Проблема пятая – саундтрек. В качестве главной песни здесь звучат «Скованные одной цепью» вечно живого «Наутилуса». Видимо, по мнению авторов, это идеальный хит для иллюстрации воинского братства, где все бойцы связаны одной целью. Хорошая версия, но давайте прислушаемся: вот лишь пара цитат. «Здесь женщины ищут, а находят лишь старость. // Здесь мерилом работы считают усталость. // Здесь нищие молятся, молятся на / на то, что их нищета гарантирована». «Одни слова для кухонь, другие для улиц. // Здесь брошены орлы ради бройлерных куриц. // И я держу равнение, даже целуясь». Говоря проще, Илья Кормильцев вообще-то писал о «прелестях» тоталитарного/авторитарного режимов, а вовсе не о том, как прекрасно воинское братство. И брать эту песню на обложку патриотического боевика – это какая-то фантастическая, фантасмагорическая творческая глухота. Других объяснений попросту нет.
Когда выходят похожие фильмы, чаще всего в их защиту звучат два аргумента. Первый: «Голливуд тоже снимает патриотические боевики». Второй: «Лично я абстрагируюсь от избыточного патриотизма и просто наслаждаюсь экшеном». На это есть два ответа. Голливуд все-таки редко снимает свои патриотические боевики настолько топорно и с таким количеством примитивных штампов. А что касается второго – представьте, что вы жахнули в ваш кофе ложку рубленного чеснока и говорите: «Мне наплевать на чеснок, я наслаждаюсь кофе». Возможно такое? Нет. Нельзя отделить смысл от формы. Как только вы смешали чеснок и кофе, они стали единым целым. Так что приятного аппетита.