- Страна
- Норвегия
- Режиссер/Постановщик
- Эспен Сандберг
- Длительность
- 125 мин.
- Премьера в мире
- 15 февраля 2019 г.
- Премьера в России
- 4 апреля 2019 г.
- Бюджет
- €8 000 000
- Сборы, в мире
- $3 264 993
- Сборы, в России
- $72 615
О фильме
История норвежца Амундсена, который ради своей мечты — Арктики, путешествий и волнующих открытий — меняет тепло семейного очага и дружеских объятий на ледяную пустыню и бескрайнюю темноту полярной ночи.
Актеры
Рецензия на фильм
«Амундсен». Песнь снега и льда безо льда и снега
Когда Руалю было всего девять, он уже точно знал, чем будет заниматься всю жизнь. Он заваливал ванну льдом и сидел в ней до тех пор, пока не вытаскивали родители – так он приучал себя к холоду и одновременно проводил «полярные испытания в домашних условиях». Эти опыты пригодились ему через несколько лет, когда Руаль вместе с братом Леоном пошел на лыжах через снежную бурю – и будущему покорителю севера пришлось провести ночь в могиле изо льда и снега, из которой он бы никогда не выбрался, если бы не Леон. Потом были испытания посложнее: в 1911-м экспедиция Руаля Амундсена стала первой, дошедшей до Южного полюса; он первым прошел Северо-Западным путем через Северный Ледовитый океан, он первым в 1926-м вместе со своей командой долетел до Северного полюса. И это еще не все…
Байопик – жанр без преувеличения волшебный. Он может творить чудеса! Жизнь неординарного человека, целиком и полностью состоящую из острых моментов, байопик, оказывается, в состоянии превратить в гладко причесанное вежливое кино, из которого вытравлено все, включая неординарность и драматизм. Авторы же «Амундсена» сумели пойти еще дальше! Взяв за основу биографию норвежского первопроходца, в которой так много эпизодов, буквально кричащих «сними меня», они умудрились сделать… салонную драму.
В чем же проблема? Во-первых, в сценарии. Амундсена мы видим глазами его близких: невесты и брата. Они встречаются поздней ночью в пустующем доме, садятся рядком и начинают долгий спор о том, какой человек Руаль – хороший или плохой. Собственно, все остальное – лишь «рассказ в рассказе», иллюстрация беседы, которую ведет эта парочка. В итоге фильм ощутимо теряет градус остроты, становится статичным, громоздким, тяжеловесным.
Во-вторых, сложно поверить, но салонных разговоров на берегу в процентном соотношении больше, чем эпизодов, в которых Руаль Амундсен путешествует. Причем дело тут даже не в спорах невесты с Леоном. Когда в кадре Руаль, он тоже не гнушается чопорными разговорами: заседает в географическом обществе, участвует в приемах. Экспедиции, конечно, тоже есть, но и там наш герой время от времени не против поговорить: на зимовке, в палатке, в каюте корабля, который вяло и нудно дрейфует несколько лет… и так далее.
В-третьих, чувство опасности из фильма почему-то вытравлено напрочь. Да, есть момент, когда один из персонажей срывается в пропасть. Да, лопасти самолета замерзают, и он тыкается носом в лед – но на этом, в общем-то, все. Коллективных посиделок в палатке или даже на корабле, по которому бегают играющие дети, гораздо больше. А вспомним «Затерянных во льдах» Джо Пенна с Мадсом Миккельсеном — это кино гораздо более камерное, в нем нет имперского пафоса, а имен героев никто не знает. Но при этом ты понимаешь, что каждая секунда жизни этого «безымянного» персонажа может оказаться последней, что перед нами история выживания в ледяном аду. Поэтому от фильма не оторваться. «Амундсен» же на удивление безопасен – и даже если персонажи попадают в какую-то передрягу, то наш герой суров и спокоен: с видом только что отреставрированной статуи он уверенно смотрит вдаль, демонстрируя миру точеный профиль. Ну и что с таким сделается? – Да ничего.
Проблема четвертая – сам Амундсен. Он, понятное дело, симпатий не вызывает: это не персонаж, а ходячая иллюстрация из «Википедии». Зато поведение этой иллюстрации иногда здорово напрягает. Вот, например, сцена, когда экспедиция вышла из зимовья, отправилась на полюс, но в первый же день попала в буран. Температура -56°, ветер сбивает с ног двухметровых гигантов. Амундсен дает приказ возвращаться и поясняет: «теперь каждый сам за себя». После чего добирается до зимовья и вместе с «коллегами» по несчастью садится ужинать. Через какое-то время (все уже согрелись и оклемались) вваливаются едва живые два товарища. Один не в состоянии шевелиться (друг его фактически нес), второй обвиняет Руаля, что тот «бросил людей». В ответ Амундсен, не вздрогнув мускулами, читает долгую проповедь, смысл которой «ты сам виноват, потому что знал, на что шел». И никто – никто! – из сидящих за столом не обрадовался появлению двух живых потеряшек, никто не стал проверять, обморожены они или нет, в каком состоянии человек, которого принесли. И как сочувствовать такому герою? Да и зачем?
Проблема пятая: Эспен Сандберг, работавший сорежиссером над последним фильмом франшизы «Пираты Карибского моря», никак не может определиться, что именно он снимает – занимательную автобиографию или артхаусное кино. Он с внимательной любовью разглядывает своих персонажей, любуется ими – любуется не торопясь, позволяя героям помолчать и подумать. Само по себе это, конечно же, здорово, но с динамикой и так в картине проблемы, а хронометраж переваливает за два часа – так что минут через сорок размеренных бесед и многозначительного молчания от «Амундсена» начинаешь уставать. Тем более что ты-то шел на совершенно другое кино.