- Страна
- США
- Режиссер/Постановщик
- Энтони Марас
- Длительность
- 123 мин.
- Премьера в мире
- 7 сентября 2018 г.
- Премьера в России
- 9 мая 2019 г.
- Сборы, в мире
- $21 314 816
- Сборы, в России
- $607 236
О фильме
Фильм, основанный на реальных событиях 2008 года, рассказывает о террористических актах в Мумбаи, которые затронули все слои населения, в том числе иностранных туристов.
Актеры
Рецензия на фильм
«Отель Мумбаи». Ад в райских кущах
«Гость – это бог», – так говорят сотрудники отеля «Тадж-Махал Палас» в индийском Мумбаи. Поэтому для каждого постояльца здесь готов свой маленький персональный рай. Однако трагедии случаются и в раю: 26 ноября 2008 года здесь началась бойня, длившаяся трое суток. Город тогда стал мишенью для террористов: участники некой группировки «Деккан Муджахедин» устроили серию атак, под ударом оказался в том числе и «Тадж-Махал Палас». Смертники с автоматами вламывались в номера, кого-то брали в заложники, кого-то расстреливали на пороге. Полиция оцепила этот кровоточащий улей, но сделать почти ничего не могла: ждали спецназ, который прибыл только спустя девять часов после первого выстрела. И все это время персонал пытался спасти своих постояльцев, хотя в самом начале ада у некоторых служащих была возможность уйти. Но большинство из них почему-то остались…
Сюжет фильма «Отель Мумбаи» – не выдумка сценаристов. В основе фильма – реальная трагедия в Индии, когда жертвами террористов стали 166 человек, и еще от 300 до 600 попали под пули, но выжили. Это был общенациональный шок и общенациональное горе. Важно и то, что теракт шел практически в прямом эфире: возле израненного «Тадж-Махал Палас» было полным-полно журналистов, которые комментировали и эвакуацию, и штурм здания, длившийся почти двое суток.
В такой ситуации режиссеру фильма сложно невероятно. С одной стороны, он привязан к конкретным фактам, и эта привязка сильно ограничивает его инициативу: нельзя не брать в расчет несколько миллионов очевидцев, воспринимающих эту катастрофу как собственную беду. В то же время снимать сухую и обезличенную реконструкцию событий, из которой выкорчеваны все авторские элементы, тоже не выход: не для того придумано игровое кино. К счастью, дебютанту Энтони Марасу удалось протиснуться между Сциллой и Харибдой без особых потерь: его фильм предельно аккуратен с фактами и хронологией, при этом в нем есть и нерв, и эмоции, и живые персонажи, которым сочувствуешь.
Кстати, о персонажах. Их несколько, и именно они ведут нас по лабиринту трагедии. Это Арджун (Дев Патель) – официант, русский богач Василий Арчевский (Джейсон Айзекс), врач-американец Дэвид (Арми Хаммер) и его жена-индианка Зара. Каждый из них за сутки плена пройдет долгий путь: и сикх даже не заметит, как снимет тюрбан, без которого не выходил на улицу с детства, а олигарх, проявлявший чудеса снобизма, вдруг окажется настоящим мужчиной. Изменятся и некоторые террористы: в самом начале они все на одно лицо, однородная безликая зомбированная масса, но постепенно их начинаешь различать – и понимаешь, что у каждого своя история, и кое-кого из этих желторотых убийц попросту обманули.
Но не надо думать, что «Отель Мумбаи: противостояние» – просто кровавый аттракцион, цель которого пощекотать ваши нервишки. Энтони Марас снял жесткий эмоциональный триллер, и у него сразу несколько важных миссий. Во-первых, это подробная инструкция о том, как вести себя в критических обстоятельствах: конечно, не дай Бог кому-нибудь столкнуться с чем-то подобным, однако сегодня от таких кошмаров не застрахован никто. Фильм предлагает сразу несколько моделей поведения и доходчиво объясняет, к чему может привести паника или неконтролируемый приступ амбициозности.
Во-вторых, это разговор о сущности терроризма. О его бессмысленности и беспринципности, о том, как выглядит зомбирование и промывка мозгов. Также это предостережение тем, кто может попасть под влияние «братьев Буйволов», которые, прикрываясь высокими целями и верой в бога, превращают вчерашних пацанов в машины для убийства.
В-третьих, «Отель Мумбаи» – это еще и возможность поговорить о хрупкости мира. И о том, что все вокруг нас устроено по принципу сообщающихся сосудов: эхо одной войны может аукнуться в другом месте спустя несколько десятков лет – и ты никогда не предугадаешь, когда и где это случится.
А вот с технической точки зрения у фильма не все так гладко. С самого начала фильма ты превращаешься в сплошной комок нервов – но даже в этом состоянии замечаешь, что довольно быстро сценаристы начинают повторяться и сюжет бродит по кругу, как добросовестная цирковая лошадь. Террористы то шерстят номера, то вдруг уходят. Гости то пытаются выйти из своих убежищ, то снова бегут назад. События постоянно дублируются, так что в середине фильм ощутимо провисает – но ближе к финалу эта проблема уходит, и «Отель» резко начинает набирать обороты.
Нельзя не отметить и важный для фильма прием контраста: блаженная тишь дорогого отеля постоянно микшируется с суетой бедняцких районов, а паника на вокзале – со степенностью элитного ресторана. Сделано это без преувеличения здорово. Беда лишь в том, что этот фокус в какой-то момент себя изживает, а ничего другого в закромах авторов не находится. Это тоже не лучшим образом сказывается на серединной части фильма, которая и без того не блещет разнообразием. Впрочем, когда дело доходит до штурма, о подобных мелочах уже забываешь.