Дылда
6.2/10
5.2/10
4.0/5

Дылда (2019 год)

Дылда   16+

Страна
Россия
Режиссер/Постановщик
Кантемир Балагов
Длительность
130 мин.
Премьера в мире
16 мая 2019 г.
Премьера в России
20 июня 2019 г.
Сборы, в России
₽26 640 798

О фильме

В 1945 году наступила первая послевоенная осень. Одна из сотрудниц ленинградского госпиталя, Ия, известная как Дылда, страдает от внезапных приступов остолбенения. Она также воспитывает своего сына Пашку, который родился во время войны. Ежедневная рутина Ии прерывается, когда в город приезжает ее боевая подруга Маша. Маша серьезно настроена забрать у Ии то, что когда-то принадлежало ей.

Актеры

Рецензия на фильм

«Дылда». Внутренний Ленинград


Послевоенный Ленинград. Ия, прозванная за свой рост Дылдой, работает в госпитале и воспитывает маленького Пашку. Иногда Ия застывает на месте и не может ни говорить, ни двигаться, ни думать – последствия фронтовой контузии. Во время игры с ребенком с ней случается приступ, и Пашка погибает. А через несколько дней возвращается с фронта боевая подруга Ии Маша – именно ее ребенка воспитывала Дылда.  

Ученик Сокурова Кантемир Балагов – новая надежда нашего кино. Уже второй его фильм подряд попадает в Канны и впечатляет там критиков ФИПРЕССИ. За «Дылду» Балагов получил еще и Пальмовую ветвь как лучший режиссер программы «Особый взгляд», и можно было бы предположить, что картина 27-летнего режиссера — настоящий шедевр. Увы, это не так. «Дылда» – скорее обещание великолепного кино, нежели его воплощение, и это тем более обидно, что первую половину фильма Балагову очень хочется верить.  

Впечатление, которое произвела на режиссера Светлана Алексиевич с ее текстом «У войны не женское лицо», видно невооруженным глазом. «Дылда» пытается говорить о войне так, как сегодня не принято – с почти поэтическим ужасом, с броской трагедийностью, которая в то же время далека от героического пафоса. Это не история о подвиге. Это история о жизни после него. Изувеченность героев подчеркивается изувеченностью пространства, в котором мало что обычного и повседневного для нас: нигде нет собак и кошек, зато есть множество людей без рук и ног, назойливо лезет в глаза красный и зеленый – густая трава, которая хорошо растет из густой крови. Неспособность Маши родить приобретает черты не личной, а глобальной катастрофы – как и припадки Ии, ставшие причиной смерти ребенка и открывшие ворота в ад, где нет места ни дружбе, ни любви, ни жалости.  

Собственно, здесь и начинаются проблемы. Пытаясь выстроить кино с символикой, понятной абсолютно любому зрителю, Балагов пережимает с использованием очевидных до театральности приемов. Маниакальная улыбка буквально приклеивается к Маше. Короткие реплики звучат все более нарочито. Цвета становятся жирными, чавкающими, противоестественными до такой степени, что поверх них едва ли не сияет надпись «режиссерская находка». Визит Маши в дом будущего жениха выглядит вставной сценой – как если бы Балагов на материале Алексиевич пытался снять фильм «Праздник». В итоге к концу «Дылда» теряет весь заработанный кредит доверия: сопереживать героиням, из которых выпивают жизнь искусственные позы, слова, поступки и жесты, совершенно невозможно.  

Отдельно хочется поговорить о гомосексуальной линии в «Дылде», которую Балагов категорически отрицает: «Номинация на "Квир-пальму" меня немножечко раздражает, потому что это сильно упрощает взаимоотношения между героинями. У меня не было никакой ЛГБТ-мотивации, гомосексуальной мотивации. Это история о том, что человеку нужен человек, а не женщине нужна женщина». Можно предположить, что эти слова были сказаны ради попытки защитить свое детище: пальмовая ветвь Канн за освещение ЛГБТ-темы наверняка поставила бы на российском прокате крест, а на режиссере клеймо, с которым не справился бы даже продюсер Роднянский. Если же позиция Кантемира Балагова искренна, то она выдает человека, даже отдаленно не знакомого с тем, о чем он снимает. При этом совершенно волшебным образом у него и его соавтора Александра Терехова получился классический сетевой ЛГБТ-роман, с изнасилованием втроем, прощением и финальным созданием семьи. Более того – он очень убедительно сыгран Василисой Перелыгиной и Викторией Мирошниченко.  

Абсолютно нездоровый с психологической точки зрения, этот сюжет едва ли не самый распространенный в любовных романах, в том числе об однополых отношениях. Именно такие книги, которые массово пишутся женщинами для женщин, поддерживают ролевую модель «кротость города берет». Балагов снял не лучшее кино – во многом искусственное и ученическое. Но тот мир, который «Дылда» открывает российскому зрителю – изломанный, изуродованный, холодный Ленинград с хроническим ПТСР, жестокостью и виной, покорностью и вовлеченностью в токсичные отношения – до сих пор обыденное, естественное женское состояние. И поэтому все комплименты в адрес Кантемира Балагова, включая Каннскую Пальмовую ветвь, пожалуй, заслужены. Другое дело, что, если мы будем дальше, например, отрицать явно показанную женскую влюбленность и называть ее «упрощением», война не закончится никогда. 

Открыть рецензию

Кадры из фильмa

Постеры

Фильм в коллекциях